Я сегодня утром варила ботвинник. Ну как сегодня? Вчера съездила на рынок за молодой свеклой, домашней сметаной и сывороткой, сбегала в магазин за мясом (свиные рёбра), поставила вечером на пару часов бульон, пока ужин, то-да се. Утром бульон закипел снова, я туда порезанных молодых свеколок, рядом на сале зажарочку лука, все это в кастрюльку тоже бульк. И под занавес мелко нарезанную ботву еще минут на 5 покипеть и перед отключением стакан молочной сыворотки тоже в кастрюлю, довести до кипения и все. В тарелку с готовым ботвинником еще хорошо положить добрую ложку жирной сметаны. Есть можно причмокивая, чувствуя, как хорошо становится животу (во всех смыслах этого слова).
Это один из летних рецептов моей мамы и ее мамы. Белорусско-польский. И мне он тоже достался. И мне важно хотя бы раз-другой за лето, пока есть молодая свекла, сварить. Как и в мае очень важно сварить крапивных щей. Или в декабре напечь имбирного печенья. Это такие отметки-вешки на пути года. Чтобы не пролетать, чтобы чувствовать вкус каждого месяца и сезона.
И понятно, что в современном ритме я не буду заморачиваться так каждый день. Иногда покупаю полуфабрикаты или готовую еду, иногда что попроще типа омлета, бутерброда. Но время от времени мне важно накормить семью вот такой «сложносочиненной» едой. На курсе Светланы Борисовны Адоньевой я получила ответ, почему это так. В крестьянском доме готовила на всю большую семью большуха — старшая женщина. Именно она кормила — решала, что когда и как готовить, вымешивала хлеб и делала много чего еще. Большуха — это определенная соцально-возрастная страта. Большухой становилась чаще всего жена большака, когда они выделялись в отдельное хозяйство (от родительской семьи мужа). Большухе подчинялись неженатые парни и незамужние дочери, невестки еще не отделившихся в свое хозяйство сыновей, внуки. Большуха — по сути своей — это женщина в ее максимальной силе. Она управляла домом и семьей внутри, тогда как большак решал вопросы с внешним социумом. И подчинялась она только ему.
Когда-то большину передавали (когда женщина уже не могла вымесить тесто на всю семью, физически не могла выполнять необходимый этой роли и статусу объем задач), а потом традиция прервалась. И во-первых, большина перестала переходить от свекрови к невестке (именно свекровь обучала всему молодуху — и воспитанию детей, и ведению хозяйства, и общению с метафизическим миром — духами и силами природы), а потом и матери (которые в середине 20-го века взяли на себя роль большух) большину сдавать не стали… А некоторые не брали ее вовсе, и отсюда мы видим много инфантилизма среди поколения наших родителей, старших женщин и мам. (Я тут пока только про женщин).
В общем, интересная вышла картина. Сломаны оказались ориентиры, ритуалы перехода. И сейчас мы (поскольку внутренний запрос никуда не исчез) собираем по крупицам то, что помогает ощутить себя — и стать внутри взрослыми. И это история не только про психологическое взросление, но и про те «знаю и умею», которые есть внутри. Умею накормить семью и держать хозяйство (даже если делегирую многое — что тоже совершенно нормально). Знаю про жизнь (рождение и воспитание детей), знаю про смерть — как проводить в последний путь). Знаю бытовую магию, как ни назови. То метафизическое и физическое, что помогает поддерживать здоровье семьи и каждого ее члена. И вот тут за 20-й век набралось столько пробелов, что приходится собирать (если есть на это запрос, конечно)… И мы собираем. Я и про себя, и про знакомых женщин. Потому что нет как будто внутри вот этого ощущения целостности и взрослости иначе.
И если опираться на знание вот этого устройства, которое длилось веками и порушилось только 3-4 поколения назад, понимаешь, почему в доме может быть только одна хозяйка. Иначе конфликты на кухне и не только, и прочее «Я тебе в суп уже плюнула»)). В общем-то это все и про сепарацию, и про взросление. И мне в этой истории нравится то, что внутренний процесс (психологический) подкрепляется внешними действиями. И можно параллельно отращивать опоры и там и там. И добирать ощущение собственной силы и могучести даже на собственной кухне. Переплетая работу с ИИ и ботвинник. Просто потому что реалии таковы. И, похоже, нужно и то другое. И это совсем не про то, чтобы носить только юбки в пол и кокошник (хотя традиционный костюм я бы не отказалась как-нибудь примерить, чтобы ощутить на себе состояние). Но это уже другая история…
А пока каждый из нас как может учиться крепко стоять на своих ногах. Вчерашний день в очередной раз показал, что очень полезный навык в современном мире.