Сегодня будет минутка культросвета про тему, которой у меня прямо много было в работе с клиентами и в конце прошлого года и в начале этого. Хочу поговорить про гнев. Который в нас есть, но его как бы нет. Или нельзя.
В нашей культуре агрессия и гнев — это плохо. И «фу таким быть». Мы усвоили еще в раннем детстве (года в 3, когда как раз ребенок активно знакомится со своим гневом), что драться нельзя, орать тоже нельзя, требовать своего — «с такими никто не будет дружить». А еще «мама/бабушка/ подставить свое… может заболеть, если ты будешь так себя вести» и прочее разное.
Добавим к этому эзотерический шлейф последних лет, где продвинутые гуру регулярно говорят о том, что у негативных эмоций (а гнев и агрессия, конечно, негативные) — низкие вибирации… И этих эмоций в жизни просветленного, осознанного и духовного человека быть не должно… И «любовь, прощение и милосердие — наше все». В теории красиво, а на практике — дрова.
Соответственно, мы чаще всего подавляем или вытесняем свои гневные чувства. Боимся их. Мы же хорошие. И хотим быть хорошими. И получаем последствия, кому как повезет.
— Депрессия. Энергии нет, сил нет, желаний нет.
— Разные удивительные события в жизни, когда приходится не только подставлять вторую щеку, но и давать откусывать ноги и другие свои части. А жизнь все лупит и лупит, и не понятно за что, ведь я такой правильный и хороший…
— Невозможность действовать. Даже если хочу, пойти и сделать не могу.
— Живу спокойно, потом вдруг как подменили. И вот я уже ору на всех, луплю нежно любимых детей и вообще это какой-то не я, а бес в меня вселился.
— Целый букет соматических заболеваний (гипертония, другие сердечно-сосудистые болезни, проблемы с печенью и желчным, аутоимунные разные типа артрита и много всего другого вплоть до онкологии).
И как же быть? Если не разрешаю себе гнев — болею и живу в пол силы, а если разрешу… Я же тогда поубиваю всех вокруг? Меня в тюрьму посадят и жизнь сломана…
Хорошая новость в том, что вот этому персонажу, кто внутри нас говорит: «Я сейчас все разрушу», — от 3-х до 5-и. Идеи собственного всемогущества обычно отсюда. С вероятностью 99% — не разрушите, или разрушите, но не все, а только то, что уже пора бы разрушить…
Дело в том, что агрессия в нас заложена природой. Тот самый механизм «бей или беги». Отказаться от нее «головой» не получится никак, потому что это вообще-то совокупность физиологических реакций, которая включается автоматически, если нам нужно защитить себя. И наш рептильный мозг (самый древний отдел мозга) всегда переиграет неокортекс, который про осознанность и вот это все. Но! Все-таки мы люди. И у нас уже есть хоть и маленький, но зазор между стимулом и реакцией. Т.е. у нас есть выбор, как реагировать, даже когда кровь стучит в висках и пар из ушей.
И вот тут есть одна очень важная мысль, которой не учат в школе (а надо бы!) Для меня самой она стала открытием на первой ступени эмоционально-образной терапии. И ее я теперь регулярно объясняю клиентам.
У нас есть два варианта, как обойтись с гневом: выразить гнев и направить гнев. И это не одно и то же! Вообще!
Ситуация в автобусе. Народу битком. Вам какой-то товарищ наступил на ногу и стоит.
Вариант 1. Вы говорите мужику: «Товарищ, ты мне на ногу наступил. Поменяй положение тела в пространстве».
Вариант 2. Вы молча закатываете человеку в лоб и отправляете в нокаут.
Так вот вариант первый — это выразить гнев, а второй — его направить. И когда мы боимся своего гнева (что все сейчас снесем к чертям) — мы боимся последствий того, что направим. Но как правило, случается это только в ситуациях угрозы жизни. Во всех остальных случаях мы можем выразить свой гнев. То самое «сказать словами через рот», что мне так не подходит.
И выражать гнев — совершенно нормально. Только нас не учили этому с детства. И сейчас, во взрослом возрасте приходится осваивать этот навык. Открыто говорить о том, что не так, что не устраивает.
Потому что… под гневом всегда, вообще всегда есть какая-то важная потребность, которая не удовлетворена. И если прямо сейчас я хочу открыть рот и обложить всех матюками, то имеет смысл до того, как это случилось (если успеваем)), задать себе вопрос: «Чего я на самом деле сейчас хочу? Какая моя потребность не утолена настолько, что я готов биться сейчас?» И там может быть интересное… Например, я ору на домашних не потому, что они такие-сякие, а потому что я адски устала и мне нужны 30 минут тишины и покоя. И тогда можно не рушить отношения (хотя бы в следующий раз), а организовать себе эти 30 минут тишины.
Это, конечно, уже следующий уровень… Но я не могла о нем не сказать.
Вообще тема очень большая. Всех мыслей в один текст не упихнуть… Но я понимаю, что регулярно становлюсь адвокатом гнева)) и на клиентских сессиях и в текстах.
Потому что без освоения гнева и собственной агрессии невозможно пройти к собственной силе и жизненной энергии. Потому что агрессия — здоровая агрессия — это витальность. Это топливо для творчества, сексуальности, возможности действовать и что-то создавать. А гнев — это энергия для изменений того, что мне не нравится на то, как я хочу. Нужно просто научиться его готовить)). Вот этим мы и занимаемся зачастую в процессе психотерапии.
P.S. Этой фотографии 11 лет, подловили меня во время «Экспедиции-Трофи 2013». Но настроение отражает)).