В одной из своих параллельных жизней я бы точно стала ученым, настоящим. И даже сейчас внутри теплится надежда, что во второй половине жизни, ближе к пенсии я бы нырнула в науку всерьез (кандидатскую бы защитить хотелось)). Потому что там есть для меня очень много удовольствия. И да, интеллектуальные оргазмы мне точно знакомы))).
Помню как на первом курсе журфака нужно было прочитать одну из статей Юрия Михайловича Лотмана… И я с красной медалью за плечами… сидела над книгой в библиотеке и понимала, что я вижу русские буквы и даже знакомые слова (помимо предлогов), но ни черта не понимаю!!! Курсу к третьему-четвертому, когда я уже работала над дипломом (а у меня теоретическая часть диплома состояла из двух курсовых, написанных по смежным темам на 3 и 4 курсах) я стала вгрызаться в Выготского, Бахтина, Проппа и того самого Лотмана местами с большим удовольствием, местами по-прежнему скрипя мозгами. Но я помню это ощущение, что вот еще чуть-чуть и я пойму что-то важное, возможно даже открою… И да, диплом мой был отмечен на кафедре за научную ценность)). И дорога в аспирантуру была открыта, но тогда мне была гораздо интересней практика, заработок, работа в полях (как раз параллельно с госами и защитой диплома я начинала свой первый бизнес — с партнерами открывали журнал). В общем, тогда с наукой не сложилось. Но я по-прежнему люблю учиться.
И сейчас, слушая курс Светланы Борисовны Адоньевой, я получаю отдельное интеллектуальное удовольствие от того, что слушаю настоящего ученого, профессора, антрополога. Я реально кайфую от строя речи, терминологии, от того, как Светлана Борисовна очень точечно и точно показывает, как строится научная гипотеза, как она оперирует связями, как смотрит на мир и его явления, про то, как видит закономерности там, где я бы и большинство из нас прошли мимо. При этом говорит о сложных вещах максимально доступно и понятно. Это другой способ смотреть на мир — шире, объемнее, многомернее. И вот этот метаслой мне тоже интересен. Поднимает внутри голову внутренний студент и говорит: «Я хочу когда-нибудь так же!» Хотя так же вряд ли возможно)). Человек посвятил науке всю жизнь… Но прикоснуться к такому строю мысли — все равно очень ценно.
Вчера, например, мы говорили о том, как формируется гендер. И на примерах истории 20-го века разбирали то, каким стало «женское». Лекцию пересказать не берусь, но один из главных выводов… то, что нам кажется «так было всегда» — это сконструированная и внедренная история, которой от силы 3 поколения. Гендер — это предмет договора. Т.е. люди договариваются о том, что считать мужским, а что женским (в поле культуры). И этот договор может быть пересмотрен. А еще есть гос.заказ, обслуживание идеологии и вот это все… В общем, это история про то, что мир не будет прежним.
Возвращаясь к науке. Параллельно с курсом я посмотрела еще пару видео с лекциями Светланы Борисовны. Поделюсь ими в комментариях. Помогает не только встряхнуть мозги, но и как-то глубоко трогает душу (мою точно) то, о чем в них говориться. Это я чтобы не быть голословной и не перепевать первоисточник)). Можно наслаждаться в эти летние дни.