Встретилось мне на днях такое название — «духовная психология». Крепко задумалась, т.к. вот уже диплом психолога близко, а слышу впервые… Экзистенциальную, гуманистическую психологию знаю, логотерапию знаю, а про духовную именно в такой формулировке слышу в первый раз. Пошла читать…
И удивилась крепко. Потому что в выдаче все первые ссылки на статьи — это такие тексты, которые внутри себя я называю «псевдонаучная ересь». Т.е. много абстракции, много воды и пафосных слов, даже отсылки к как бы научности, но по факту эзотерика в чистом виде, которая к психологии практически не имеет отношения. В статьях этих «Любовь» пишут обязательно с заглавной буквы, а еще называют одним из ключевых инструментов этой психологии «прощение». И вот на этом месте у меня начал дергаться глаз. И я поняла, что хочу написать об этом текст.
Начну с того, что я не имею ничего против эзотерики и различных духовных учений, практик и т.д. Но я точно против того, чтобы смешивать теплое с мягким. Потому что психология все-таки наука, она как минимум в какой-то своей части опирается на физиологию, на понимание устройства психики (как ее понимает человечество на данный момент). Понятно, что все равно тут много «тонких материй» и есть, о чем поспорить. Но уже достаточно наблюдений, экспериментов. Выявлены закономерности того, как человеки функционируют. У психологов есть профессиональная этика, есть понимание, к чему может привести та или иная интервенция терапевта (в идеале и с поправкой на ветер, но все же). В общем, есть хоть какая-то доказательная база и система регулирования внутри.
И тут вдруг появляется некая «духовная психология», которая претендует на началы начал и основы основ. Само название нам как бы говорит, что если эта психология «духовная», то остальная… ну так себе, ей до духовности как до луны. Тут уже много вопросов.
А дальше я думаю о том, что «кесарю кесарево, Богу — Божие». Понятно, что и на сессии с клиентом мы можем говорить о духе и о душе, если будет на то запрос. И иногда нам важно и нужно идти в это. Но это точно не цель психолога — рассказать человеку, как правильно жить и быть духовным. На это есть духовники, учителя. И опять же по запросу. Духовный путь и духовный поиск… он у каждого свой. У каждого свои уроки. И тут один из возможных ключей (один из немногих, которые вижу и знаю) — это уважение к другому человеку, его выборам, его судьбе. Тут не может быть позиции «сверху» или оценки. Иначе оно в сути своей противоречит самой идее духовности.
Когда мне говорят, что правильно быть «Любящим, Гармоничным, Сострадательным и Радостным существом», я понимаю, что это прямой путь в депрессию или на больничную койку. Потому что все, что не подходит под это прекрасное описание должно быть вытеснено или подавлено.
Мы живые люди, с базовым набором реакций, эмоций. Безусловно, есть подвижники и учителя, приблизившиеся к просветлению — будь то преподобные, старцы в скиту или монахи в горах Тибета… Есть, есть вершины духа, конечно же. Но чтобы пройти туда, сначала нужно спуститься в свои подвалы и встретиться с тенью, знать ее в лицо, а не заметать под ковер, делая вид: «Нет-нет, я не злюсь… Что вы? А еще я какаю бабочками».
Не встречала я другого пути к исцелению, кроме как честно смотреть в свою боль, встречаться с уязвленными, гневными, плачущими (самыми разными) частями себя и удовлетворять их потребности.
А тут я читаю: «Одним из основных инструментов исцеления духовная психология видит прощение. Прощение себя и других… Вполне возможно, что неумение прощать – самое нездоровое качество, на котором основываются все наши страхи и психологические расстройства».
Не мало копий было сломано на идее прощения… Но что вижу я из собственного и клиентского опыта… Оно не работает. Вообще. Потому что если человек может простить (себя, другого — не важно), он сделает это сам (буквально автоматически), потому что внутренний конфликт будет разрешен. А если есть конструкция «ты должен простить» — значит, прощение невозможно пока. Т.е. человек слова-то скажет, а внутри будет полыхать и все равно рванет, и нужно разбираться с этим. А есть вещи, на прощение которых может уйти не одна жизнь. И так тоже бывает. Это честно. И это дает облегчение. А история про то, что «Я должен простить, но не могу этого сделать, но я должен…» — облегчения не дает, а сжирает силы. В этом месте мне так и хочется сказать «Отъе…тесь уже от себя»)). Ну вот правда.
Можно, конечно, поиграть в игру в прощение и сострадание всех и вся, отрастить себе где-нибудь опухоль или камни в желчном, мигрень заработать… Тут уже кому какие игры нравятся.
В общем, очень неоднозначная эта тема. Я уже с пол года вынашиваю мысль о том, что хорошо бы сделать эфир на тему «Почему духовные практики не заменяют психотерапию?» И самой есть что сказать по поводу из личного опыта, и человек, с которым хочу это обсудить, глубок, профессионален и прекрасен… В общем, пусть осенью мы таки соберемся и сделаем. А пока побуду сегодня язвительной и бездуховной))).