Текст навеян консультациями с будущими авторами книг. Когда ко мне приходят с замыслом книги (а чаще всего авторы приходят именно на начальном этапе), о ясности изложения обычно речь не идет. Мы имеем дело с хаосом, состоящим из мыслей, идей, обрывков историй, самых разных эмоций и голосов (в том числе тех, которые говорят «Ну куда ты лезешь? Какой из тебя писатель?»).
И первые несколько встреч у нас обычно уходит на то, чтобы этот хаос немножко разгрести. Как минимум систематизировать. Вот в эту кучку мысли и идеи по книге/блогу/своему каналу и т.д. Вот в эту — внутренние конфликты и эмоции. А сюда — информация о том, как обычно строится работа над книгой/контентом.
Дальше человек решает, с чем ему важнее разобраться сначала. Иногда мы начинаем с психологической работы, иногда мы двигаемся параллельно, или человек забирает темы в работу со своим психологом, а со мной работает только над созданием книги. В любом случае одна из моих стратегических целей — убрать те помехи, которые мешают автору ясно мыслить по той теме, по которой он хочет писать.
И тут я снова вернусь к идее хаоса. Если бы его не было и была полная ясность, то можно было бы садиться и писать. И мои услуги были бы не нужны. А если человек до меня доходит, то точно в чем-то есть туман. Место, где пока «недоварилось, недособралось». Есть желание написать книгу, даже намерение это сделать (и выделен ресурс под это), но сама ключевая мысль может быть еще сырой. И с каждым новым проектом я вижу, что время на ее вызревание — совершенно индивидуально. Мы можем за пару встреч решить все концептуальные моменты и уже расписать структуру книги так, что дальше только садись и пиши. А можем несколько месяцев «месить», заходя на второй, третий, пятый круг… Но если очередной круг случается — для меня это всегда показатель, что еще внутри не вызрело. «Если нет 100-процентного да, значит это нет». Здесь это тоже работает.
Когда внутри созревает — пишется чаще всего легко. Либо находятся варианты, как сделать и написать (наговорить и т.д.). В любом случае там сразу прибывает энергии автору, и в целом начинается движение в проекте. А до этого момента может быть «туго», раздражительно, вязко. И чем сложнее тема, чем глубже материал, тем больше фрустрации приходится пережить автору, пока он доберется до своей ясности и той сути, которую хочет вложить в текст. Но если автор упорный и он таки добрался туда, дальше с большой вероятностью книга сложится и случится.
Вообще ясность, как мне кажется, один из универсальных ключей. Не только в написании книг, а вообще в жизни. Там где она случается, происходит движение. Хорошая она — ясность. И словари это тоже подтверждают)).