Про этическое и человеческое в психологическом консультировании 31.05.2023 – Опубликовано в: Блог

Есть один профессиональный сайт и форум, где можно получить бесплатно консультацию психолога (открытую, в форме переписки). И вот на переподготовке было у меня на днях задание — проанализировать одну из таких консультаций.
И все бы ничего, цели анализа вполне в духе профессии — запрос, гипотеза. А я читаю посты в переписке консультанта и клиента и понимаю, что у мне как-то очень нехорошо от происходящего там. И будь я на месте клиента, то уже после первой пары постов, я бы ушла. Потому что есть очевидные и менее очевидные нарушения профессиональной этики со стороны консультанта.
Даже принесла эту историю в чат к коллегам, с которыми вместе учились. Свериться, не показалось ли мне. Может, что-то своё вижу. Но нет. Не показалось.
И с одной стороны я понимаю, что о коллегах по цеху или хорошо или ничего, а с другой — вот так и складывается впечатление о профессии в целом.
И конечно, клиент совершенно не обязан знать этический кодекс психолога, чтобы понимать, что так, а что не так. Это ответственность специалиста. Но хорошо бы помнить клиентам, что у них/у нас есть право уносить ноги оттуда, где ему/нам нехорошо.
Пишу так, потому что я одновременно являюсь и клиентом в психотерапии. И у меня есть разный опыт взаимодействия. Мне чаще везло на специалистов. Но пару раз были истории, о которых я вспоминаю с присказкой «хорошо, что деньгами».
Понятно, что есть тема про перенос и контрперенос. И в эти дебри я сейчас точно не полезу.
А вот несколько принципов, на которые можно опираться, если вы впервые обращаетесь к психологу, я бы сформулировала. Для своих близких точно.
1.Если вам кажется, то вам не кажется.
Работает всегда. В любых отношениях. С врачами и психологами в том числе. Если вам кажется, что вас оценивают, обвиняют, нападают на вас, вы ощущаете себя как на экзамене… Вряд ли эта атмосфера будет целительной.
2.Вы имеете полное право на доброе отношение к себе. На уважение. В любой ситуации. Всегда.
Если уж совсем цинично-прагматично, то вы платите деньги в том числе за то, что человек будет на вашей стороне, а не станет в ряд тех, кто обвиняет, требует, рассказывает, что вы должны, а что нет. У вас и бесплатно таких товарищей в окружении хватает.
3.Вам должно быть безопасно в отношениях со специалистом.
Понятно, что доверие нарабатывается, мы раскрываемся не сразу. Но бессознательно обычно чувствуем, безопасно ли нам рядом с человеком, можем ли мы говорить о том, что болит, о важном.
Если нет — каши не сваришь. Или сваришь совсем не то, что хотелось бы.
4.Вы имеете право сказать «Стоп» и не продолжать. В любом месте.
Цель любой помощи в том, чтобы у вас прибавилось ресурса. Если же вы его теряете и не понимаете, что случилось, стоит как минимум для начала остановиться. И разобраться, а что собственно происходит? И подходит ли то, что происходит вам? Работает ли это на ту цель, запрос, с которым вы пришли? Бывают ситуации, когда придётся идти через кризис и отталкиваться от дна, но специалист как минимум может (в моем представлении — должен) предупредить, что и как может быть. Каким видится процесс.
5.Вы имеете право в любой момент спросить, что происходит.
Собственно, этот пункт вытекает из предыдущего. Если все было хорошо, и вдруг… По вашим ощущениям начинает твориться херня, точно можно сказать: «Я сейчас чувствую вот это. Я хочу понять, что происходит». Там может быть разное, и про вас и про психолога. Но такой разговор будет точно полезен. И он либо приведёт к важным осознаниям, либо осознание будет одно — мне такой вариант отношений и общения не подходит.
Понимаю, что иногда нам очень сложно вообще открыть рот, попросить о помощи, не то, что прояснять что-то и отстаивать свои права там, где мы планировали найти поддержку. Но психологи тоже люди. Им/нам не чуждо человеческое, у них/нас разный уровень профессионализма. Иногда бывает, что специалист просто не подходит, потому что не сошлись темпераментом, на ценностном и мировоззренческом уровне. Так бывает. Это задача — найти своего специалиста.
И она может решаться не с первого раза и не со второго. Но в любом случае хорошо бы нам ее решать, а не терпеть… Терпеть нас научили в другом месте, а в психотерапию мы обычно приходим за другими навыками и результатами…
Пожалуйста, берегите себя. Вы всегда, в любой ситуации имеете полное право встать на свою сторону и сказать: «Со мною так нельзя. Мне так не подходит». Даже если у человека напротив стопка дипломов, сертификатов и регалий. Только вы знаете, каково вам сейчас, и как для вас будет хорошо.