В эти предпасхальные для православного мира дни вспоминаю о том, как в старших классах я два года ходила на факультатив «Основы православной культуры». Каждую субботу час-полтора мы с преподавателем (чаще всего вдвоём) обсуждали разное, что составляло суть и выражалось в разных формах.
Чем отличаются крестово-купольные хламы от шатровых, почему на картину мы смотрим, а перед иконой предстоим (особенности обратной перспективы, которые натренированным глазом до сих пор вижу в росписи в стиле «палех» и на картинах некоторых художников). Какие бывают Богородичные иконы, таинства церкви, двунадесятые и не только праздники, чины святых.
Это было на границе двухтысячных. Я была подростком, который не ходил в церковь (жутко стеснялась, если увидит кто из знакомых, и боялась шиканья бабульков, которые знают, как надо). У меня было 5-6 занятий с репетиторами в неделю, подготовка к поступлению, свободного времени в обрез. Но я все равно выбирала эти занятия. Что мною двигало? Безусловно, природное любопытство. А еще в меня глубоко упали слова одного из моих преподавателей по русскому языку и литературе о том, что понять наших великих писателей (то, что было написано до 1917 года) можно только глубоко понимая православие, потому что им была пронизана вся жизнь человека. И сегодняшний светский взгляд не дает полноты картины. И я изучала…
Больше 20 лет прошло с тех времен. Недавно обнаружила, что я путаюсь, как выглядят фигуры параллелограмм и параллелепипед))). А вот икону Владимирской Божьей Матери от Казанской или Одигитрии отличу и сейчас. При том, что я не стала воцерковленным человеком и иду своим путем. Но знания во мне запечатлелись очень глубоко. И до сих пор духовность я во многом постигаю через красоту — гармоничность линий, уносящееся под самый купол пение хора, картины Рериха и иконы Рублева.
А еще есть на земле несколько, как это ощущаю, «поцелованных» присутствием Высшего мест, в которые люблю иногда заходить. И это не только православные храмы, но и армянские, католические, даже буддийские… Хотя лесная поляна или горный перевал не меньший «храм», а даже бОльший для меня. Вот сегодня доехала до Иоанновского ставропигиального монастыря (Иоанна Кронштадского). Наверное, единственное подобное место в Петербурге, куда я иногда возвращаюсь. А там под куполом солнечный свет, покой и радость. И тишина, несмотря на то, как много людей вокруг.
Смотрю на свою жизнь и до сих пор удивляюсь, как умещается внутри такое разное. Вот факультатив по православию, а тут — знания моделей и серий автомобилей BMW со всеми их кривыми рычагами, а вот тут термины биржевой торговли и названия яхтенных парусов… Все это щедро сдобрено психологическими терминами, журналистским и управленческим сленгом… Наверное, так выглядит любопытство и интерес к жизни. И ведь это в чистом виде алхимия, когда из очень разного мы переплавляем что-то уникальное свое. Алхимия, вера и творчество. Не побоюсь поставить эти слова вместе. Похоже, что как-то так оно и работает…
В качестве иллюстрации картина Н. Рериха «Русская Пасха»/»Пасхальная ночь»