Несколько лет назад попала мне в руки книга Элейн Эйрон «Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире». Тогда ее много осуждали в сети. Я рада, что вовремя открыла для себя эту тему. Помню, каким целительным было узнавание. В книге есть простой тест из 23 пунктов. На все 23 вопроса в нем я ответила «да».
Процитирую кусочек википедии (кто захочет, может найти много материалов в сети, или почитать первоисточник — книгу Элейн Эйрон).
«Сверхчувствительность, в первую очередь, связана с особенностью нервной системы, проявляющейся в чувствительности сенсорной обработки информации (SPS — Sensory Processing Sensitivity) т.е. с «повышенной чувствительностью центральной нервной системы и способностью к более глубокой обработке физических, социальных и эмоциональных стимулов» . Считается, что чем выше у человека SPS, тем в большей степени он сверхчувствителен. По мнению Эйрон, впервые описавшей этот феномен, доля сверхчувствительных людей на планете около 15-20%».
Если совсем-совсем коротко, то сверхчувствительные люди (HSP- highly sensitive person) гораздо более восприимчивы к сенсорным раздражителям (вкус, запах, звук, цвет), более восприимчивы к боли (низкий болевой порог), к лекарственным препаратам и некоторым веществам типа кофе, более эмпатичны — хорошо чувствуют состояние и настроение людей вокруг, более эмоциональны (и нет, с ними не прокатывает «и чего ты так переживаешь? выброси из головы»), более восприимчивы к деталям и нюансам (замечать больше и тоньше), они чаще рефлексируют, глубже погружаются в суть и смыслы явлений и вещей.
Не всегда бывает все вместе, иногда присутствует только часть свойств. Элейн Эйрон, опираясь на свои исследования, говорит, что это не аутический спектр или еще какое-то отклонение. Это часть нормы. И сверчувствительный человек здоров, просто у него есть особенности.
Из плюсов сверхчувствительности — умение видеть больше и глубже, умение чувствовать других людей на более тонком уровне, выстраивать неочевидные взаимосвязи, творчески подходить к задачам, более развитая интуиция (что можно объяснить способностью воспринимать и перерабатывать большее количество информации). И понятно, что у таких людей есть склонность к определенного рода профессиям (помогающие практики, парфюмеры и сомелье, художники и музыканты).
Но есть и ограничения (плата за сверхспособности) — быстрая утомляемость в принципе и утомляемость от большого количества общения, потребность проводить достаточно большое время в тишине и одиночестве (даже при выраженной экстраверсии), необходимость соблюдать определенный режим дня для сохранения работоспособности.
Считается, что чувствительность нервной системы — это врожденный фактор, как и темперамент (хотя они не коррелируют друг с другом напрямую). Это базовые настройки, с которыми мы приходим в этот мир. И хорошо бы их изучить, как ТТХ, чтобы уметь с собою обращаться оптимальным образом.
К счастью, у меня не было иллюзии, что «это лечится». Нет, не лечится ни препаратами, ни психотерапией или чем-то еще. Это физиология и биология. Здесь хорошо бы изучить себя, свои индивидуальные «от этого мне хорошо, а вот от этого плохо» и дальше, вооружившись этими знаниями, выстраивать оптимальный образ жизни. Для одного это будет звучать «делать из лимонов лимонад», для другого — «использовать себя по назначению и не пытаться хрустальным бокалом гвозди приколачивать».
Мне, правда, потребовались годы попыток сделать из себя сверхвыносливого человека, несколько госпитализаций и диагнозов, прежде чем я пришла к выводу, что так оно не работает и скорее всего быстро закончится для меня, если не поменять подход в корне.
И тогда я стала исследовать и искать. И постепенно выстраивать тот образ жизни, в котором я могу оптимально функционировать. Поделюсь некоторыми своими находками и буду рада, если вы поделитесь своими, если узнали в описании выше себя.
Баланс общения и уединения
— Я могу прекрасно провести время на конференции, тренинге или большом совещании, но потом обязательно запланирую пару дней на прогулки в парке и тихую спокойную работу в одиночестве.
— Один из самых продуктивных периодов в моей жизни был, когда я снимала дом в Подмосковье рядом с огромным парком. Прогулки у меня были ежедневными, а вот вылазки в центр случались 1-2 раза в неделю. Я специально планировала «кучненько» встречи и дела, а потом давала себе возможность выдохнуть.
— Мне непросто дается материнство в том числе и потому, что с маленьким ребенком постоянно находишься в перегрузе сенсорной и не только информации (да-да, та самая затроганность не обошла меня стороной). К тому же нет возможности провести необходимое время в уединении, тишине, одиночестве. И это очень утомляет. Я не становлюсь от этого плохой матерью, просто это моя особенность. И дочь моя тоже растет достаточно чувствительным ребенком, поэтому я хорошо понимаю некоторые ее особенности.
— Уже достаточно давно я поняла, что офис мне противопоказан. Последняя попытка выйти на «фуллтайм» в 2017-м году закончилась плачевно. Я очень устаю от шума, избыточной коммуникации, невозможности подстроиться под свои биоритмы. Поэтому мое решение — удаленная работа, в которой я могу сама регулировать нагрузку и количество коммуникаций.
Внимательность к физиологическим потребностям
— Я очень плохо переношу голод, мне важно не допускать критического падения сахара в крови. Также важно не допускать обезвоживания.
— Несмотря на любовь к кофе, мой вариант — 1 чашка раз в несколько месяцев в первой половине дня. Шоколад, чай (черный/зеленый) тоже только в первой половине дня, если я хочу более-менее спать ночью.
— Достаточное количество сна, в том числе отдых в середине дня (как возможность снизить сенсорную нагрузку и перезагрузить баратейки, чтобы их хватило до вечера).
— Свежий воздух, достаточное количество кислорода. В том числе этот пункт «выгнал» меня из офиса, т.к. там чаще всего очень душно (современные бизнес-центры с плохой вентиляцией и коллеги, которым «дует»)).
— Большое количество природы, в идеале ежедневные прогулки в лесу и в парке — то, что восстанавливает и гармонизирует меня лучше всего.
Ограничение эмоциональной нагрузки
— Я больше 20 лет не смотрю телевизор, примерно столько же не смотрю фильмы ужасов, триллеры и фильмы со сценами насилия. В принципе ограничиваю количество видеоконтента, потому что оно гораздо более энергозатратно и проникающе, чем, например, текст. Конечно, я могу что-то посмотреть этакое, но я отдаю себе отчет, что скорее всего после этого меня ждет бессонная ночь и другие спецэффекты. Если я готова заплатить такую цену, то… да, можно.
— Как следствие и пункт номер два. Если я хочу отдохнуть, то скорее всего не буду смотреть новый фильм, а пересмотрю что-то старое, доброе, знакомое. Этим самым я регулирую эмоциональную и информационную нагрузку.
— Работа и жизнь преимущественно в тишине, музыка, если есть ресурс и желание. Дозированно.
— Тяжелые встречи и переговоры, задачи требуют дополнительной подготовки до и возможности восстановиться после. Хорошо бы это учитывать при планировании.
— Регулярная психотерапия как еще один способ переработки эмоций и чувств, возможность сбросить избыточное напряжение.
— Использование эфирных масел, подобранных под себя.
Когда кажется, то не кажется
— Один из самых сложных пунктов, особенно в общении с врачами, некоторые из которых периодически утверждали, что «вы не можете этого чувствовать». Могу, чувствую. Разворачиваюсь, если мне начинают рассказывать, что мне кажется. Это, кстати, касается любых отношений. За доверие к себе и своему чувствилищу я заплатила кровью и в прямом и в переносном смысле.
— Высокая чувствительность открывает многие двери, в которые иначе не войти. За этими дверями много красоты и чудес, возможность совсем иначе взаимодействовать с миром вокруг. Можно закрыться и сказать себе голосом старших «ты все придумываешь»… А можно открыться со словами «это моя правда, я так вижу и так чувствую», и тогда начинается совсем другая жизнь…
Текст написан по следам разговоров с коллегами и собственных размышлений последнего времени о том, как пересекается наше физическое, психическое, духовное. И как тонко и красиво все это взаимосвязано.