Я люблю учиться. Знаю о себе это давно, но тут убеждаюсь в который раз. И когда случается большая …опа в мировой или личной жизни, я иду учиться. Несмотря на все «денег нет, времени нет, сил нет…» а потом смотришь, оно как-то находится. Шаг за шагом. И вот уже виден выход или хотя бы просвет, а у меня новые знания, новый опыт и даже новая профессия нарисовалась. Такое уже бывало не раз.
Тема навеяна моей переподготовкой на психолога, которая тоже этой осенью вопреки всему и несмотря ни на что)). Даже умудрилась получить «отлично» по первой дисциплине. И это ещё раз подтверждает мне, что я не только люблю, но и умею учиться. Это ведь тоже навык: встроить в жизнь, распределить время, организовать процесс, оптимизировать его там, где можно. И оно получается.
С 1-го по 11-й класс школы каждый год все итоговые оценки у меня были «пятерки». И не зубрежкой совсем. Помогали хорошая память и своя система (о ней как-нибудь в другой раз).
Завершилось это все закономерной, но забравшей не мало здоровья на тот момент, «золотой медалью». А потом и красным дипломом СПбГУ (причем, на вечернем, параллельно с работой со 2-го курса — всего 1 четверка в зачетке за все 5 лет)).
И да, конечно, мне есть, что поразгребать с психотерапевтом на тему «синдрома отличницы». Но это не вся правда. Большая часть правды в том, что мне с детства было интересно новое. Новое и разное. Литература и химия, задачки на логику в математике, география и биология, и даже ОБЖ (один из немногих реально полезных предметов в школе, на мой взгляд).
Я читала запоем, легко запоминала интересные факты из передач типа «Вокруг света» и потом шпарила всякое разное «внеклассное чтение» у доски.
История про любопытство и любознательность. Это та энергия из детства, которая осталась сохранной, и не просто сохранной, а как подозреваю сейчас, вывезла маленькую девочку из разного травматического треша. Это один из моих движков. И я очень благодарна Создателю за то, что он у меня есть.
Еще интересное. При всей моей любви к учёбе, я не коллекционер дипломов совсем. Я практик. И девиз «ввязаться в бой, а там посмотрим…» — очень про меня.
В первый раз это ярко проявилось в 2007-2008 годах, когда через несколько месяцев после получения диплома факультета журналистики, я уже стала главным редактором радиостанции, которую нужно было создать с нуля. И создали, заработало. Почти год отработав руководителем отдела, где по возрасту я была младшей из сотрудников)), решила пойти учиться менеджменту на mini-MBA в ИМИСП, потому что видела, насколько мне интересно проектное управление и управление в целом. К тому же накопились вопросы, несмотря на то, что я вполне успешно выезжала на интуиции, здравом смысле, умении общаться с людьми и системном мышлении. Личный и финансовый кризис 2008-2009 гг. изменил планы, курс я прослушала на 1/3 (макро и микроэкономику, основы бухгалтерского учета и стратегического развития). А дальше ушла в бессрочный академ, из которого не вернулась. Потому что поняла, что необходимые знания можно получить иначе, без запредельного надрыва всех сил.
Потом был еще один крутой разворот в моей жизни, когда начала вести курсы и тренинги онлайн в 2015-м. Программы своих первых курсов я буквально записывала «под диктовку сверху», оно шло через меня потоком, а я просто следовала за, попутно собирая шишки и грабли. Через несколько месяцев поняла, что мне важно пройти тренинг для тренеров, потому что возникли вопросы по методологии и драматургии курсов, по мотивации участников и другим нюансам, которые на берегу были ещё не видны. И тогда я нашла учителя, чудесную и, к сожалению, так рано ушедшую Анну Сущевскую (преподавателя факультета психологии СПбГУ, тренера первой волны). Мне было важно опереться на фундаментальное знание, а не на вебинары инфобизнесменов, которые тогда заполоняли пространство. Но при этом были ограничения времени и финансов. И я нашла проход.
Полтора дня длился индивидуальный тренинг. Это история не про «корочку», а про живой диалог с носителем знания. Да, это стоило совсем не дешево, но этого того стоило! Многим вещам, которые я делала интуитивно, я нашла подтверждение или обоснование, и увидела то, что важно скорректировать в работе, что улучшить и усилить. Появилась система.
У нас с Аней случился очень хороший и глубокий разговор, который стал для меня инициацией в новое качество. Это обучение очень помогло мне в дальнейшей работе, прибавило профессионализма и уверенности.
Потом, спустя три года, когда проходила коучинговую программу «Счастье в деятельности» Филиппа Гузенюка, в одном из упражнений я исследовала свои рабочие стратегии, в том числе для решения новых задач. И мне увиделся весь алгоритм, где обычно все начинается с личного опыта, интенсивной практики, и только потом фундаментального обучения в теме. Сюда же способность синтезировать знание из разных источников и областей, пропускать его через кончики пальцев – то есть сначала все пробовать на себе.
Ипостась «первопроходца» во всей красе. Она мне понравилась. Добавилось согласия с собою: «Да, я такая, и у меня такой способ жить свою жизнь и осваивать новое». И самое удивительное, это вроде бы противоречит концепции «отличницы»… Но нет. Оказалось, что внутри есть разрешение пробовать и ошибаться, начинать делать ещё до того, как будут прочитаны все книги и пройдены все курсы. Набирать опыт, формулировать вопросы и уже с ними приходить к учителям, чтобы систематизировать знания и корректировать движение. Иногда заходить через «черный ход». И это тоже способ, потому что сущностное важнее кажимости.
Вижу, что этим же путём иду сейчас в психологии. После обучения методу эмоционально образной терапии и года практики в качестве ЭОТ-специалиста, я пошла на переподготовку с конкретными вопросами и пониманием, каких кусочков пазла мне не хватает на данном этапе, чтобы двинуться дальше.
И большая радость для меня, когда пазлы находятся и встают на свои места. Наверное, это моя коряга (как у Макса Фрая). И с нею легче переживать разные трясения и непростые времена.
Как говорит еще один мой учитель Ирина Мальцева, «на этом полигоне у нас всего две задачи – учиться и развлекаться». С развлечением у меня пока есть вопросы, а вот с обучением, похоже, нет))).