Я не часто пишу о книжном коучинге, хотя этой деятельностью занимаюсь постоянно. В конце прошлого года взяла в работу еще 2 прекрасных проекта. Провела несколько консультаций с авторами, много думала над тем, для чего, почему и зачем люди пишут книги…
Этой весной исполняется уже 5 лет, как я занимаюсь книжным коучингом. Сама удивилась, как быстро летит время… Да, в основном этот период моей карьеры пришелся на декретный «отпуск»)). Но на самом деле я прерывала работу буквально на 3 месяца. За эти годы я встречалась с авторами десятков книг, за спиною без малого 300 часов работы с книжными проектами. Были и разовые встречи, были и остаются проекты на несколько месяцев и даже лет. Надеюсь, в этом году смогу похвастаться еще одной важной профессиональной победой)). Но это позже… а пока, захотелось мне написать о своих наблюдениях…
Так для чего же люди в наши дни пишут книги?*
*Речь идет о жанре нон-фикшн (с художественными книгами я практически не работаю).
Понятно, что на поверхности будут ответы типа «для узнаваемости», «для личного бренда», «чтобы делиться знаниями», «чтобы повышать продажи своих услуг», «чтобы застолбить за собой тему». Все это правда. Правда, да не вся.
Обычно я приглашаю авторов посмотреть глубже, и вот здесь начинается интересное…
Условно я бы разделила мотивацию авторов на две простые, но важные составляющие: есть люди, которые хотят написать книгу из дефицита, а есть те, кто пишет ее от избытка. И это две очень разные истории в процессе и на выходе.
Что я имею в виду, когда пишу «из дефицита»? Ведь написание и издание книги очень ресурсозатратное мероприятие. Конечно, речь о внутреннем дефиците.
Чаще всего это жажда любви, признания, похвалы. И конечно, адресована эта жажда на самом-то деле не к читателям, а к маме/папе или другому значимому взрослому. Плохая новость в том, что книга эту жажду не утоляет. И ею не заткнуть «черную дыру» внутри. Книга, даже самая успешная, ставшая бестселлером не утолит печали внутреннего ребенка (как не утолит «Феррари» последней модели или супер-престижная должность). Хорошая новость в том, что это чинится в психотерапии, не всегда быстро, но точно чинится. Этим в том числе занимаюсь на консультациях методом ЭОТ.
Изданная книга не делает человека «достаточно хорошим», если он до этого не ощущал себя таковым. Но книга может дать другое.
Тот самый вариант «от избытка». Таких авторов мне тоже видно с первой встречи. У них могут быть разные варианты внутреннего движения. Например, осмыслить свой путь (личный и профессиональный), структурировать и передать опыт, провести через себя что-то новое, что просится быть рожденным (я очень люблю метафору «книга как ребенок»). Иногда все вместе.
И тогда результатом написания книги становятся, как минимум две вещи, помимо личного бренда, узнаваемости и вот этого всего:
— Человек присваивает себе силу из прошлого опыта. Это происходит всегда, потому что в процессе написания многое переосмысляется, и всегда есть то, что еще можно присвоить и интегрировать.
— Человек расчищает место под новое. Книга — это прекрасный способ упаковки опыта (проверено веками)). А когда опыт структурирован, упакован и передан дальше, у самого автора, как правило, начинается новая глава — в жизни и профессиональной карьере.
Понятно, что в любом из вариантов — путь этот трудо- энерго- и финансово затратный. Но оно того стоит. Собственная книга — это мощный инструмент по приращиванию личной силы и личных смыслов, если она пишется из верного запроса.
Есть еще один тип мотивации в написании книг, который я пока скорее отношу к исключениям. Но тут моя выборка не объективна. Я работала с двумя авторами художественных книг, основанных на реальных событиях (по сути это смесь художественного и документального текста, чаще всего биографические вещи). И в этом случае у меня было четкое ощущение, что книга просто выбирает человека, через которого она хочет быть написана, рассказана, явлена миру. И там заряд такой силы… Что находится все: и время и ресурсы, хотя это не основная деятельность, и нет цели как-то коммерциализировать… Но оно складывается. И у меня тут как у консультанта внутри чувство, что я свидетельствую чуду)).