— Вероника, если бы у тебя попросили дать один единственный совет начинающему писателю, каким бы он был?
— Быть в контакте со своей книгой:).
— Эммм… Что это значит?
— Обычно на одной из встреч с авторами я прошу их сделать небольшую медитацию. Расслабиться, закрыть глаза и представить, что они держат в руках уже изданную книгу. И дальше мы исследуем ощущения человека, мысли, образы, которые возникают… И я предлагаю автору задать книге вопрос, который на момент разговора вызывает у автора больше всего сомнений/затруднений/опасений… И книга отвечает. Всегда. Более того, книга может отвечать и дальше, на другие вопросы. И если на протяжении всего времени работы над книгой автор сохраняет этот контакт, сверяется с вот этим внутренним ощущением книги, ловит нужное состояние, из которого идет работа, то все случается и получается.
— Для кого-то этот ответ может прозвучать эзотерично…
— На самом деле никакой эзотерики. В любой книге есть как минимум два уровня: то, что мы вкладываем на уровне слов, и то, что мы вкладываем помимо слов, то, что считывается между строк, как это принято называть. И вот это «что-то» ни что иное, как состояние автора, его эмоциональный фон (кто-то добавит – энергетический и я соглашусь). Его мы тоже транслируем читателю (и читатель его считывает, просто не всегда осознает). И для меня высший пилотаж как для автора (ведь я тоже пишу) четко осознавать, что именно я транслирую, в каком состоянии сажусь за текст. По сути это моя ответственность. Как в том анекдоте — каждый делится тем, чего у него в избытке. Можно делиться радостью, вдохновением, интересом, можно делиться страхом и истерикой. Это история про выбор.
У меня есть состояния, в которых я не сяду за текст, или не выложу его публично и оставлю исключительно как письменную практику терапевтического назначения (выплеск).
— Ага. Есть такое… От одних книг светло на душе, а после других хочется вымыть руки.
— Вот-вот. Я именно об этом. И я это тонко чувствую, поэтому очень избирательна в том, что читаю. Иногда вроде бы очень хорошая история, бестселлер вызывает во мне желание убрать книгу подальше. Теперь я этого желания не стесняюсь, потому что понимаю, что дело не чисто на более тонком уровне, чем сюжет.
— Хорошо. А есть ли еще советы, прямо практические, которые можно взять на вооружение без тонких материй.
— Есть:). Мне кажется очень важным – уважать читателя. Какие бы цели не преследовал автор (маркетинговые и прочее) мне кажется, что уважение к читателю – это базовая позиция. Иногда, некоторым авторам помогает представлять в роли читателя какого-то конкретного человека и сверяться с ним (его образом). Это может быть свой ребенок, которому хочется что-то важное рассказать, это может быть друг или коллега, любимый клиент. Разные вариации. Но увидеть вместо массы безликих лиц одно конкретное доброжелательное лицо, здорово помогает некоторым авторам.
— А еще ты говорила про ритм. Если человек пишет сам без книжного коуча, как быть тут?
— Да, ритм в работе – очень важная штука. Кто-то может писать каждый день, хоть 30 минут или 1 страницу (ставит себе маленькую цель). Кто-то организует свидание с книгой раз в неделю и выделяет день или пол дня на работу с нею. Кто-то берет творческий отпуск и посвящает книге полностью несколько месяцев, погружается в нее с головой. У всех нас разные обстоятельства жизни и работы. Но я точно рекомендовала бы человеку, который хочет написать книгу, найти приемлемый для него ритм работы и его придерживаться. Вероятность добраться до финиша и получить законченную рукопись при этом условии будет сильно выше.
— Вероника, выше ты говорила как-то, про умение профессионально читать – это как?
— Знаете, как у режиссеров есть понятие насмотренности, так и у писателей есть – начитанность. Научить писать невозможно. Можно научиться. И в этом здорово помогает чтение: художественной литературы, классики, профессиональной литературы, разной, всякой… Очень часто в юности мы немножко подражаем понравившимся авторам, но постепенно, если продолжать писать и читать, формируется свой стиль, прорезывается свой голос.
Более того, в какой-то момент оказывается, что любую книгу мы пишем – про себя, всем собой. И это очень интересно. Поэтому очень важно содержать «себя» как инструмент в порядке. Но это уже совсем другая история:).
— Спасибо тебе, Вероника, за это развернутое интервью!
— Всегда рада:). Надеюсь, что мы еще встретимся и обсудим разное интересное про книги и не только.