— Да, есть. Моя книга «Как я училась улыбаться» была опубликована в 2015 году онлайн. За первый год существования книги ее скачали более 15000 раз (и это практически без продвижения). Есть и еще один книжный проект о мечтах, который со мною с 2014 года, но окончательная версия рукописи пока так и не случилась… И это тоже полезный опыт – знать, когда что-то идет совсем не так, как планировалось. И сейчас, когда я начала учиться эмоционально-образной терапии и все глубже погружаюсь в психологию, то понимаю, почему именно так. Есть вещи, которые должны вызреть во мне самой прежде, чем книга случится.
— Кстати, вот ты говоришь «книга-книга». А что для тебя самой книга? Это набор листков с буквами и словами или…?
— Для меня книга – это живое существо, я точно знаю, что в каждой книге есть дух, душа. Есть свое намерение прийти в этот мир. Есть то, что стоит за словами. Иногда мне кажется, что не автор выбирает книгу, а книга выбирает автора… Как с волшебной палочкой и волшебником в истории про Гарри Поттера:). Другое дело, что не каждый автор осмеливается встретиться со своей книгой на этой глубине.
Конечно, можно собрать книгу из записей вебинаров и тренингов. Такой подход тоже имеет право на жизнь. Сейчас в принципе модно писать книги, потому что личный бренд и вот это все… Но как показывает опыт, ко мне приходят другие авторы – ищущие, глубокие, многогранные. И им интересно со мной, а мне интересно с ними.
— Слушай, а как рождается такой интерес? Ведь это же дофига работы…
— Дофига. И спорить не буду. Некоторые книги мы пишем годами. И автор должен понимать, во что он вписывается, зачем ему все это. Чтобы вкладывать столько ресурсов в то, что имеет очень отсроченные результаты. Тем более, что в нашей стране авторские гонорары очень небольшие и книги от прямой продажи окупаются редко, скорее косвенно. Но это тема отдельная. Мне же, как коучу важно, чтобы не только результат в виде написанной книги случился. Мне интересно сделать сам процесс написания таким, чтобы он имел для автора ценность.
Для меня процесс создания рукописи – это путь, путешествие. Чаще всего трансформационное. Во время этого путешествия автор многое понимает про себя, про свою тему, про то, что им вообще движет. Книга обучает, развивает, расширяет не только читателя, но и автора. И это очень красиво.
— Ух… Заслушался. И все же. Вот это большое путешествие, наверняка, можно разделить на какие-то этапы? Например, я решил написать книгу и обратился к тебе. Что дальше? Как вообще стоится работа над книгой?
— Конечно, есть этапы. Возможно, что в сотрудничестве с другими специалистами процесс создания книги может выглядеть иначе. В случае если автор приходит ко мне, мы всегда начинаем со встречи-знакомства, где уже обсуждаем концептуальные вещи и параллельно прислушиваемся к себе и друг другу – комфортно ли общаться, совпадаем ли по ценностям, готовы ли к сотрудничеству. Уже на первой встрече я задаю автору много вопросов, которые, прежде всего, помогают прояснить глубинные смыслы и мотивацию.
Я не очень верю, что хорошие книги пишутся из состояния «надо». Мне очень важно, чтобы мы нашли искреннее «хочу». Важно разобраться со всеми «зачемами». И иногда случается так, что та задача, которую человек перед собой ставит, решается не написанием книги, или написанием, но в ином формате. И продолжения в виде сотрудничества со мною может не случиться. Считаю это тоже очень хорошим результатом, потому что человек экономит большое количество сил, времени, денег и не идет туда, куда ему не нужно.
Если же химия случилась, мы совпали, есть потенциал для большой интересной истории, то начинается концептуальный этап работы над книгой. Как правило, это от 2 до 6 часовых встреч с автором (если коллектив авторов, встреч может быть больше, т.к. требуется дополнительная синхронизация между авторами). За эти встречи мы глубоко прорабатываем концепцию книги, отвечаем на вопросы: для кого, для чего и т.д. Концепция книги – это, с одной стороны, фундамент, который позволяет проекту случиться. А с другой – камертон. Глубокая проработка смыслов здорово помогает на этапе отбора материалов, отражается на стилистике текста, даже на том, какая лексика будет использована.
После того, как готова концепция, мы разрабатываем на ее основе структуру книги – скелет (оглавление), на который дальше будет наращиваться содержание.
Иногда на этом моя помощь автору заканчивается. Дальше человек готов сам спокойно писать книгу. Иногда обращаясь ко мне за советом или с просьбой о встрече, если случился тупик, возникли сомнения или пропало вдохновение.
Есть и другие случаи, когда мое сопровождение требуется на протяжении всей подготовки рукописи. И тогда мы договариваемся отдельно о формате сотрудничества.
— А какие форматы могут быть?
— Мой опыт показывает, что люди чаще всего делятся на две большие категории, как я их для себя называю «писатели» и «говоруны». Что это означает? В первом случае человеку важно самому писать текст своей книги, он хорошо формулирует мысли письменно. И тогда мы встречаемся, чтобы обсудить содержание очередной главы или раздела. Многие авторы отмечают, что об меня им хорошо думается… По результатам встречи у автора остаются тезисы, идеи, которые он берет в работу. Иногда я даю обратную связь по уже написанному тексту, если у автора есть на это запрос.
Если же человек «мастер разговорного жанра», прекрасный рассказчик, но за ноутбук ему себя не усадить… я становлюсь ушами, зрителем. Человек рассказывает мне то, что должно быть изложено в главе, а дальше текст уходит в транскрибацию (расшифровку) и к редактору, чтобы устную речь привести в читаемый литературный вид. Это чуть более долгий и дорогой путь (тут больше делегирования). Но для кого-то он удобнее и тоже имеет место.
— Вероника, а как часто ты встречаешься с авторами? Не каждый же день?
— Нет, точно не каждый день. Обычно мы ставим встречи раз в неделю или раз в 2 недели. Реже не рекомендую, т.к. книга – как и любой «длинный» проект требует ритма. Если удерживаешь ритм и не выпадаешь из процесса, не приходится тратить энергию на «возвращение». Конечно, если проект очень долгий, бывают отпуска у авторов, и у меня.
— Ага. Искусство маленьких шагов. Знаем. Выше ты говорила, что не пишешь текст за автора. А редактируешь?
— Как правило, нет. За очень редким исключением (могу какие-то фрагменты по отдельной договоренности). Но я знаю несколько отличных редакторов, которых могу порекомендовать автору для сотрудничества.
— И еще вопрос. Ты упоминала, что работаешь и с коллективом авторов. Это так? Какое максимальное количество авторов тебе встречалось?
— Чаще всего ко мне обращается один автор. Но есть и успешный опыт работы с коллективом авторов. Так, в издательстве МИФ была издана книга «Тень как ресурс» Александра Савкина и Юлии Тертышной (упоминаю этот кейс с разрешения авторов). Я сопровождала работу над рукописью с самого начала – с обсуждения концепции и до финальной вычитки рукописи и отправки ее в издательство. Работа над книгой заняла у нас около 1,5 лет. Сейчас у меня в работе еще один большой и интересный проект, над которым трудится коллектив из четырех (!!!) авторов. И конечно, для меня это отдельный вызов:). Но очень интересно. В общем, бывает по-разному. И каждый раз очень интересно.
P.S. Друзья, третью – завершающую часть этого интервью я хочу сделать максимально практичной. Поэтому, если у вас есть вопросы не только про написание книг, но и вообще о текстах, пожалуйста, задавайте. Я постараюсь максимально полно ответить. У меня есть идеи, что может быть полезным, но я уверена, что вы сможете дать новое расширение теме и может случиться реальный и полезный диалог.