К этой весне я настолько задолбалась не спать, что внутри назрела решимость разобраться с темой сна любыми возможными способами. И речь идёт не столько о сне дочери, сколько о моём собственном.
Увидела я, что эта история с плохим сном системная, идущая не первое поколение (бабушка плохо спала, мама моя много лет мучается бессонницей и периодически пьёт тяжелые снотворные, плохой сон у меня, у сестры, и теперь вот у дочери тоже).
Мой сон «сломался», когда я поступила в университет и переехала в Петербург. Перед первой сессией я волновалась так сильно, что перестала спать… Через месяц коматоза в ход даже пошёл феназепам, а мне, на минуточку, было только 17… Периодами я спала более-менее, а иногда могла до 6-7 утра крутиться с боку на бок, задалбываясь считать овечек и передумывая тысячу мыслей. Тело очень хотело спать, а мозг не отключался. В 20 лет невролог прописал мне антидепрессанты (это был уже второй курс), чтобы нормализовать сон. Как ни странно, тогда таблетки помогли. На какое-то время я начала спать… А потом в жизни происходили перемены, случалась жизнь как она есть разная, со стрессами и перегрузками, и все начиналось снова.
И вот пришло в мою жизнь материнство. Беспокойный и плохо спящий ребёнок, с которым мы периодически в «противофазе». То я глаза открыть не могу, а дочь как Ванька-встанька просыпается каждый час, то она спит хорошо, может и 3 часа подряд проспать, а я все эти 3 часа кручусь с боку на бок… обидно даже не вдвойне, а в кубе…
К весне поняла, что все… скоро от недосыпа поедет крыша. Пора разбираться с темой основательно, откапывать причину.
Мне несказанно повезло в жизни на встречу с мастерами и Учителями. Саша Савкин — один из них, уникальный психотерапевт, коуч, расстановщик, шаман (для меня точно да:), глубокий и талантливый человек.
Когда я попросила Сашу о помощи, я, если честно, думала, что мы пойдём в расстановку. Но получилось иначе.
В разговоре с Сашей я вспомнила один эпизод из своего детства. К нему я возвращалась не раз с разными специалистами. В основном, когда работала с темой отношений с мужчинами. А тут случился совершенно новый взгляд на событие.
Мне 4 или 5 лет, не больше. Глубокая ночь. Я сплю. И вдруг в мой сон врываются крики мамы. Я выскакиваю из спальни в зал. Там горит свет. Мама лежит на полу и пытается закрыться руками. Отец бьет ее ногами. Тащит то ли за одежду, то ли за волосы в сторону балкона (третий этаж). Рядом моя старшая сестра. Она тоже кричит. Как и я. Кажется, это были слова: «Папа, не надо!»
Ужас и бессилие. Он уже открыл балконную дверь…
Честно, я не помню, что остановило весь этот кошмар. Мама осталась жива, с балкона он ее не сбросил, хотя намерение было таким.
Уже потом, спустя много лет, я узнаю, что в ту ночь он вернулся с гулянки пьяным и то ли потерял, то ли просто не нашёл ключи… Начал звонить и стучать в дверь. А мы глубоко спали в дальней комнате, мама не сразу услышала и открыла. А когда открыла…
Это был не первый и не последний раз, когда он поднял на неё руку. Но это одна из самых адских ночей в моих воспоминаниях.
А дальше… самое «замечательное» было дальше. Ещё 2 или 3 года после описанного случая я спала между родителями в родительской спальне. Спала рядом с человеком, который, как я уже знала, может сделать такое… (Потому что у мамы не было сил на развод, не было сил уйти…)
Только сейчас, в свои 36 (!) я увидела и осознала как минимум в свете этой ситуации, в каком пиздеце я жила — жила моя маленькая девочка, как виртуозно она научилась «бдить». Потому что ночью может случиться и такое, а дальше… если рядом самый драгоценный и беззащитный человечек — дочь, я должна защитить ее любой ценой. Да и в целом любые значимые перемены в жизни, обретение чего-то или кого-то ценного — это повод «бдить», не спать, оберегать и контролировать во что бы то ни стало, и тогда плохого не случится. Угу.
После нашей работы с Сашей с этим воспоминанием, я поняла, откуда растут корни ещё одной моей особенности — мне очень сложно (иногда невозможно) спать с мужчинами. Именно спать в одной постели. Секс — может быть очень даже, а вот уснуть после рядом — не могу. Иногда и недели мало, чтобы привыкнуть, адаптироваться. И то, только под разными одеялами, чтобы не прикасаться телом друг к другу. Раньше списывала это на свою сверхчувствительность. Теперь понимаю, что это не только она. Кстати, муж — первый, рядом с кем я начала засыпать легко и сразу. Мое подсознательное считало, что я в безопасности.
В тему сна я смотрела и через работу с телом, благодаря Юле Цвяк, и через метод ЭОТ. Поднимается много родового, в том числе и темы потерь, связанные с ночным временем.
Понимаю, что сделала круг, и снова вернулась к теме доверия, к отношениям с миром и жизнью в целом: безопасное ли здесь для меня место? могу ли расслабиться полностью? могу ли позволить себе отдохнуть? выдохнуть? Снова отправляюсь на поиски ответов. Головой все понимаю, а нужно прямое попадание в сердце, в тело…
Хорошая новость в том, многое поднялось на поверхность и с этим можно работать. Новость похуже — периоды бессонницы все ещё случаются. В моем случае сон — это «тонкое» место, по которому очень бьют стрессы, переутомление. Кортизол и адреналин шарашат так, что затормозиться очень сложно. Поле саморегуляции выглядит девственно непаханым, хотя позади столько лет работы с собой. Есть надежда на гомеопатию — думаю, что скоро поделюсь итогами за первый год работы с классическим гомеопатом. И все-таки чувствую, что я на правильном пути. Реакции, которые сейчас для меня разрушительны, прописывались годами и даже поколениями. Наивно думать, что их можно поменять за считанные часы. Но вода камень точит… Я замахнулась на то, что очень влияет на качество жизни. Очень надеюсь, что смогу решить эту задачу.
Ну и то, что решилась поделиться этой историей из своей жизни — тоже значимый для меня шаг. Скелетов в шкафу ещё предостаточно. Мне все думалось, «за что?» и «почему?». А теперь смотрю на все доставшееся в наследство «добро» и понимаю, что во мне достаточно силы (даже не сил, а именно силы), способностей, чтобы что-то с этими историями сделать… делаю потихоньку.