О книгах, детях и весне 02.03.2017 – Опубликовано в: Блог

Здравствуй, дорогой человек!
Дописываю это письмо, а за окном дождь! Первый весенний дождь! Представляешь?:) Поздравляю с весной и тебя и себя! Птицам как будто кто-то сообщил, что на календаре третий месяц года:). Заливаются второй день, даже дождь их не смущает. Меня в общем-то тоже:). Создает рабочий настрой. А он сейчас как раз в тему, ведь я обещала написать несколько рецензий на книги по воспитанию детей, которые успела прочитать с декабря прошлого года. Рецензии будут краткими. Многое еще в процессе осмысления.
Итак… Список книг в той последовательности, в которой их читала:
Масару Ибука «После трёх уже поздно»
Книга, которая не вызвала во мне особого отклика. Сложно сказать, почему именно. Но пока я не являюсь фанатом раннего развития. Всему свое время. Если родители окружают ребенка любовью, заботой и вниманием, сами живут полной, интересной и радостной жизнью, у ребенка будет достаточно впечатлений и «материала» для развития.
Наверное, самое главное, в чем утвердила меня эта книга — как раз в том, чтобы эти впечатления дать. Не создавать стерильную среду вокруг ребенка даже в самом раннем возрасте. Но об этом гораздо более мудро было рассказано в другой книге, которой завершу сегодняшний список. В общем, можно почитать, но это не самая сильная книга из списка.
Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»
От этой книги я не могла оторваться. Настолько все просто, понятно, важно и по делу… Про умение слушать и слышать, про чувства, про установление доверительных отношений. Про «я» сообщения и «ты» сообщения. Много-много конкретных приемов, рекомендаций, даже «скриптов» (прости, Господи, за такое слово здесь, но ведь так оно и есть).
К этой книге буду возвращаться еще не раз. Вроде бы очень простые вещи в ней изложены, но важно не просто понять их, важно, чтобы они стали частью жизни, встроились как навык. Эта книга помогла мне многое увидеть в себе, своем детстве: истоки некоторых привычек и черт характера.
Базовые принципы, о которых говорит Юлия Гиппенрейтер, универсальны. И касаются не только отношений с ребенком, но и отношений между взрослыми людьми. Ведь все мы большие дети, живые, чувствующие, какими бы умными и рассудительными ни казались.
Эти две книги я рекомендую на 200%! Причем, не только родителям и тем, кто готовится ими стать. Но и руководителям, предпринимателям…:) Думаю, что каждый здесь почерпнет полезное для себя.
Михаил Щетинин «Объять необъятное: записки педагога»
Книга — вдохновение! Я даже не ожидала, что она так срезонирует с чем-то в душе… Про школу Михаила Щетинина в поселке Текос под Геленжиком я впервые услышала в 2009 году. Помню, как мы смотрели фильм про школу на рождественских каникулах в экопоселении на границе с Карелией. Для меня открывался тогда как-то совершенно новый мир: Неужели бывает школа без насилия? Бывает так, что интересно, со смыслом, на мощнейших ценностях?
Периодически информация о школе Щетинина попадалась на глаза. У меня даже появилась мечта — съездить и увидеть все своими глазами. Тем более, что в 2007 году, совсем неподалеку, у реки Пшада у дольменов я потеряла заколку. Примета такая — вернусь. Я знаю, что обязательно доеду:). А пока к книге. Написана она в 80-х годах прошлого столетия. И описывает путь, который прошел Михаил Петрович, чтобы основать легендарную школу. Ошибки, победы, мечты, чаяния, надежды… Мысли и сложные вопросы, чувства и истории из жизни — все есть в этой книге. Не верю, что кого-то она сможет оставить равнодушным. Это книга о поисках человека, всей душой влюбленного в свое дело, романтика, педагога, мечтателя. В ней много ценных педагогических находок, примеров и того, как надо, и того, как не надо.
А еще поражает Михаил Петрович какой-то невероятной внутренней чистотой и честностью. Он сам есть то, чему учит, что хочет пробудить в детях. И потому нет ни противоречий, ни сомнений. В его действиях очень много любви, очень много света. Даже если не получается все.
Еще вернусь к книге. Мечтаю о знакомстве с автором. Рекомендую всем, кто ищет себя в педагогике. И хочет знать, что может быть по-другому.
Людмила Петрановская «Тайная опора»
Еще одна ценная книга. Я бы ее рекомендовала читать вместе с Юлией Гиппенрейтер. Они о разном, но во многом созвучны. Автор развивает теорию привязанности. И снова очень много вправляющих мозги рекомендаций, аргументированных и по делу. Где главная цель этих рекомендаций — создать доверительные, глубокие и открытые отношения между родителями и детьми. Пересказывать книгу не буду. Для меня очень важным было то, что Людмила Петрановская очень логично раскладывает все, что происходит с ребенком по мере взросления. Указывает на его первейшие потребности в разные периоды и природосообразность того, как ребенок их выражает. Про крик и капризы, бунтарство и про послушание. Думаю, что многие родители найдут ответы на свои вопросы в этой книге. Если не на все, то на многие: «Почему ребенок реагирует на мои слова или действия именно так?»
Хочу привести цитату, которая меня зацепила особенно:
Любовь родителя безусловна и безоценочна. По крайней мере, такой задумана. В жизни бывает по-разному, конечно, и многие родители не могут не оценивать своего ребенка, не сравнивать его с другими, не обусловливать свою любовь к нему его успехами или хорошим поведением. Это всегда больно ранит детей, искажает отношения привязанности, а в тяжелых случаях приводит к нарциссическим чертам личности. Отношения с родителями внушают нам, что мы ценны и прекрасны просто как живое существо. Они начинаются с позитивного отзеркаливания, с бесконечного любования и восхищения «за то, что малыш, за то, что растешь», они нацелены на то, чтобы заботиться, защищать. Родительские руки всегда сзади, они страхуют, голос предупреждает, оберегает, родителю важнее, чтобы ребенок был жив, здоров и доволен, чем его успехи или соответствие чьим-то ожиданиям. Все это очень мудро и правильно для начала жизни, в которую ребенку нужно пригласить, а потом в ней закрепить, создав у него безоглядной, не требующей, а только дающей любовью тот самый внутренний стержень «я существую, и это хорошо, я имею право жить, быть таким, какой я есть». Поэтому мы в восторге от каждого слова малыша, рады любому рисунку дошкольника, и только родители, сами не получившие безусловного принятия, могут раскритиковать с любовью сделанный для них пятилеткой завтрак за то, что на полу в кухне теперь липкие пятна. Родительская любовь прекрасна, она дает ребенку силы жить и развиваться легко и естественно.
Представьте себе, что вы находитесь на работе, и вдруг вашему коллеге звонят из дома с трагическим известием. Он пребывает в состоянии шока. Вы не задумываясь приступите к поведению контейнирования: займете положение в пространстве между страдающим человеком и остальным миром, отгородите его телом, обнимете за плечи, сосредоточите на нем все свое внимание. Вы начнете проявлять базовую заботу: нальете воды, подставите стул. Если в этот момент в комнату войдет кто-то, кто ничего не знает, и попробует обратиться с вопросом, вы взглядом и знаком остановите его, чтобы он не проник в созданный вами контейнер поддержки и оберегания. Вы не будете планировать эти действия, размышлять, это включится само по себе: ближнему плохо, стресс серьезный, создай ему защитный кокон. Поведение контейнирования может не включаться только у людей с особенностями (например, с расстройствами аутического спектра) или у тех, кому в детстве никогда не помогали справиться со стрессом…
Дети более уязвимы перед стрессом, чем взрослые. Их нервная система незрела, их способность к совладанию со стрессом не подкреплена жизненным опытом. Поэтому фрустрацию они переживают очень остро, даже болезненно. Если ребенок чего-то хочет, или ему что-то не нравится, это захватывает его целиком, не оставляя места сомнениям, другим возможным вариантам, разумным доводам. Но если у ребенка все хорошо с привязанностью, в доступе у него свой взрослый, и этот взрослый всегда готов принять его в объятия, «психологическая утроба» становится для него волшебным средством возрождения…
Примерно так же возрождается в родительских объятиях ребенок, жизнь которого полна трудов и опасностей тоже – с такой-то интенсивностью освоения мира! Он, словно самолет с корабля-матки совершает разведывательные и боевые вылеты, каждый раз возвращаясь на базу, на дозаправку безопасностью и заботой.
Неудивительно, что в этом возрасте детям особенно важен вечерний ритуал отхода ко сну. Им хочется, чтобы родитель подержал на руках, покачал, полежал рядом, обнимая, спел колыбельную. Колыбельная звучит протяжно, как стон или жалоба, словно предлагая погрустить обо всех случившихся за день невзгодах и утешиться. И очень частый сюжет колыбельных – о том, как завтра будет новый день, и малыш вскочит на ножки и побежит к новым свершениями. «Сто путей, сто дорог для тебя открыты».
Да и потом, когда ребенок станет старше, и даже, возможно, уже вырастет выше вас, после стрессовых, тяжелых дней он будет просить: посиди со мной, пролежи со мной, ему будет очень важно закончить тяжелую вахту этого дня в ваших объятиях, под ваши ласковые, убаюкивающие слова. Не только дети – и взрослые бы от такого не отказались.
Так что секрет двухлетнего Терминатора прост: вовремя залезть на ручки. И будешь как новенький.
Антон Макаренко «Книга для родителей»
Классика жанра:). Не могла я пройти мимо. Хотя, честно признаюсь, не просто далось мне чтение этой книги. Особенно вначале было трудно продираться через идеологию (социализм и коммунизм в полный рост). Но вот дальше, когда пошли истории из жизни, очень тонко и наглядно иллюстрирующие отношения в семье, оторваться было сложно. Макаренко, безусловно, очень тонкий психолог. Да, нужно фильтровать, учитывать разницу почти в целый век. Но все равно книгу считаю полезной и рекомендую. Хочу прочитать еще две книги этого автора. Не сразу, постепенно:).
Мария Монтессори «Дети — другие»
Разочарование моего списка. Закончила читать эту книгу пару дней назад. Безусловно, имя Марии Монтессори на слуху. Всерьез думала углубиться в тему Монтессори-педагогики, но после книги поняла, что не мое… Почему? Честно — сложно объяснить. Да, есть здравые зерна, полезные мысли. Но в целом от книги осталось ощущение, как будто через нее мне в голову напихали ваты. Вместо ясности, какой-то туман… Вроде бы и слова все по отдельности в предложениях понятные, но вместе они привносят какую-то сумятицу, что-то не очень правильное, не живое даже… Прости, сложно объяснить. Я уже писала, что с книгами у меня особые отношения. Я их воспринимаю не только на уровне информации, но и на уровне чувств, энергетики даже. Из всего списка эта книга оказалась самой тяжелой. К ней не хочется возвращаться. Читать или нет, пусть каждый сам решает. Возможно, другие книги автора пошли бы лучше. Но пока отложу. Благо, что мой список обширен:).
Владимир Мегре «Звенящие кедры России»
Знаю, что неожиданно, но… Я начала перечитывать книги Владимира Мегре из цикла «Звенящие кедры России» про сибирскую отшельницу Анастасию. Читала я их в первый раз 2 года назад. И сейчас воспринимаю совсем иначе, в свете своего запроса. Можно по-разному относиться к образу Анастасии и тому, что изложено в книгах. Я точно делаю это без фанатизма. Но за два года пусть и минимального применения некоторых вещей из этих книг, я увидела, что они работают. Вообще, книги эти обладают какой-то целительной силой — успокаивают, ободряют. Они светлые и добрые, даже если воспринимать их как сказку. «Сказка — ложь, да в ней намек…» Чего только стоит рассказ Анастасии о том, как ее воспитывали дедушка и прадедушка. Как будили вопросами клеточки мозга. На основе этих книг можно сформулировать очень простые и близкие мне цели воспитания вообще: разбудить в ребенке мысль (научить думать), и дать человеку знание, что ему все под силу. И конечно, создать вокруг маленького человека Пространство Любви, чтобы он мог максимально раскрыться.
Вот такие рецензии у меня получились на сегодня. Не претендую на истину даже в выборе книг:). Иду по внутреннему компасу. Собираю детальки пазла. Пока картина еще разрозненная. Но я верю, что она соберется.
На этом можно было бы закончить письмо, но есть еще одна небольшая новость, о которой хочу тебе напомнить.
До моего дня рождения остаются считанные дни — уже 6 марта отмечу свой персональный новый год:). И до 8 марта считанные дни. Самое время для подарков! Начну с того, что буду их дарить:).
Так уж случилось, что курс #ЧувствуюЖизнь появился у меня самым первым. Было проведено 4 потока. И в какой-то момент я поняла, что повторять его не буду. Просто потому, что ухожу в новые темы, пробую новые форматы… Но курс-то хороший, важный и многим нужный. Поэтому, я решила сделать курс доступным в записи. Естественно, с очень существенной скидкой.
Он может стать прекрасным подарком себе или кому-то из близких: подруге, сестре, даже маме:). Так уж сложилось, что он все-таки больше про женщин. Сама тема ближе именно женщинам: отличницам, хорошим девочкам, гиперответственным и волевым, которые загоняют себя до нельзя…
Этот курс про то, чтобы вернуться к себе — живой, радостной, чувствующей. Хоть по капле. Почувствовать весну, жизнь, мир вокруг, свое тело и свою душу (я надеюсь, что получится и это).
О формате курса
Курс включает в себя 5 вебинаров по 1-1,5 часа и 19 заданий, которые можно будет выполнять в своем темпе. Изначально он рассчитан на 19 дней.
Файл с заданиями красиво и с душою оформлен. Возможно прохождение курса с моей индивидуальной консультацией (тех, кого заинтересует именно такой формат, прошу написать в ответном письме).
Стоимость курса до 8 марта включительно составит 3500 руб. вместо 6500 руб.
Узнать подробнее о курсе и прочитать отзывы участниц прошлых потоков можно по ссылке.
Буду рада, если в качестве подарка для себя или для кого-то из близких ты выберешь курс #ЧувствуюЖизнь!
Обнимаю!
Вероника
P.S. Вчера не удержалась и купила в магазине гиацинт, сегодня утром уже пересадила его в красивый горшочек. Надеюсь, что к 8 марта он зацветет и будет радовать ароматом. В эти первые весенние дни снова учу себя радоваться малому:).