Несколько дней зрел внутри этот текст. Понимаю, что может быть много несогласных с ним, и тем не менее.
Важно, я хочу предварить все, о чем скажу ниже, парой комментариев.
Первый. У меня были хорошие учителя. Особенно репетитор по истории в старших классах. С ним я не даты заучивала, а училась выстраивать причинно-следственные связи. И дрючил он меня нещадно. При том, что сам был не просто историком, а человеком, который воевал в первую Чеченскую, много видел, через многое прошел. Я до сих пор благодарна ему за многие вещи, о которых не прочитаешь в учебниках. Ну и за работу мозга, само-собой.
Второй. Я закончила факультет журналистики СПбГУ с отличием. Уже на первом курсе я перестала смотреть телевизор (и не смотрю до сих пор — итого 20 лет). Много лет его у меня просто нет. А еще я очень хорошо знаю, как изнутри устроена информационная повестка дня и пропаганда. Более того, когда-то я курсовую писала с погружением в психологию терроризма.
Третье. Последние 7 месяцев я сознательно практически отключилась от новостей, я не смотрела и не смаковала каких бы то картинок с обеих сторон, не изучала блоги. Да, в первые дни, меня как и всех, накрыло волной, но потом я побыстрее выбралась из-под нее. Мне было совершенно понятно, что вокруг бесконечное количество интерпретаций, а факты я и так узнаю — по закрытым магазинам, неработающим сервисам, курсу валют и всему тому, что не увидит только слепой.
Четвертое. Я дважды проехала нашу страну от Мурманска до Владивостока. И это не фигурально, а в прямом смысле. На поездах, автомобилях, автобусах, яхтах и катерах, а где-то прошла ногами. Конечно, это только небольшая часть, но я ее видела своими глазами. Видела людей и их жизнь не только в столице, но и далеко за. Могу посоветовать придорожную кафешку где-нибудь в Новосибирской области, знаю целительницу бабушку Катю на Урале, которая по словам местного таксиста и есть их “градообразующее предприятие”, видела как живут в Беломорье и на Соловках… Много историй, судеб, дорог у меня за плечами. И это тоже опыт и насмотренность.
Именно эти четыре составляющие позволили мне самой прийти к тем выводам, которые я и хочу написать ниже. Это та правда, которая сейчас во мне живет. Она объемная и очень разная. Но она вот такая.
Правда первая — я женщина, жена, мать, дочь, сестра, подруга. Мне, как и всем нам, очень страшно. Я слышу в себе этот “бабий вой” через поколения. И мне больше всего на свете хочется мира, чтобы не гибли люди, не горели леса и города. Я хочу, чтобы у моей дочери было будущее, чтобы она выросла рядом с папой. Я плачу и я боюсь, потому что я живая.
Правда вторая — я человек, который смотрит на происходящее, анализирует и делает выводы. И выводы эти совсем неутешительные. Третья мировая уже началась, она у нас на дворе. Еще не в доме, но уже на крыльце. И воюем мы не с Украиной. Это война с Америкой на территории Украины. Да, так случилось, что именно здесь этот огонь все-таки полыхнул (Беларусь, Казахстан, Грузия пока устояли, хотя вспыхивало то тут, то там. Мы все это помним).
Мне очень жаль, что в Украине страдает много невинных людей. Женщины, дети, старики… Никто и нигде не заслуживает войны, смерти, разрушения, страданий. Ни одному простому человеку война не выгодна. Мы все хотим простого человеческого счастья. И даже когда я пишу про Америку, я прекрасно понимаю, что бОльшая часть населения этой страны — отличные люди, которые не имеют отношения к происходящему, и не хотели бы иметь.
Но есть геополитика. Есть люди у власти. Есть люди, которые зарабатывают на войнах деньги, причем такие, какие нам и не снились.
Еще задолго до текущих событий Мастер ХОРА (Александр Атоян) — человек очень большой мудрости и прозорливости написал цикл статей, где очень понятно и на пальцах раскладывал геополитику и мировое устройство на несколько веков назад и с прогнозом вперед. Я постараюсь найти ссылки и выложить в комментариях. А пока очень коротко о том, что во мне осталось и с чем у меня большое согласие внутри, потому что текущие события и факты подтверждают все, о чем писал Мастер. Америка и Великобритания — островные государства. Так сложилось исторически, что именно им были выгодны все “замесы” на континенте Евразия. И даже Вторая Мировая война помогла Соединенным Штатам здорово подняться после великой депрессии. Это, чтобы не ходить далеко. Если совсем близко — Ирак, Ливия, Сирия (чуть раньше — Югославия). Я не знаю ни одного здравомыслящего человека, который бы поверил, что все военные операции и бомбардировки были с целью принести демократию. Смешно. Это всегда война за нефть, за ресурсы. В первую очередь, природные.
Нас стало очень много, а планета маленькая. Сколько есть человечество — идет битва за ресурсы. Когда-то соседние племена дрались камнями и палками, теперь оружие посложнее, а причины для войн все те же, хотя прикрывать их могут любыми красивыми идеями, вот только идеи эти облетают быстро, а дерьмо не спрячешь.
А теперь посмотрим на Россию — огромные территории, людей мало, ресурсов — одна из богатейших стран (нефть, газ, пресная вода!, металлы, алмазы, уголь, древесина — тайга). Да, мы простые люди видим от этих богатств только дырку от бублика. И просрали дофига всего. Тут и спора нет. Но нужно понимать, что мы всегда будем лакомым куском для всех. Под боком у нас есть вообще сосед, который потиху уже осваивает Сибирь. Да, я про Китай. Когда в 2017-м году везла туристов по Транссибу, на экскурсионном поезде по Кругобайкальской железной дороге было 90% китайцев. Вывески на китайском, в Листвянке отели и кафешки, принадлежащие “русским женам китайцев” и вот это все. Мне тогда стало страшно. И да, этот сосед сейчас тоже внимательно наблюдает. И у него своих интересов хоть отбавляй.
Ну и Запад. Обострение до открытого военного конфликта — это уже не просто запахло жареным… В ближайшие месяцы будет “жарко”, потому что на носу зима… и Европа остается без нашего газа. И вся мировая экономика содрогается от происходящего.
На самом деле плохо всем. Всем, кто в этом замесе или рядом. А если посмотреть на тех, кому от происходящего хорошо, то можно кое-что понять про текущую ситуацию.
Если Россия хочет сохраниться как государство, у нас нет другого варианта, как быть сильными. И да, сколько было истории и сколько еще будет, мы будем лакомым куском для очень многих. Более того, борьба только ужесточается. Это пугает. И хочется все это развидеть, но не получается. Ну и иллюзия про демократию где бы то ни было тоже как-то развеивается. И кто реальный агрессор сейчас — очень большой вопрос. Хотя мне бы очень хотелось, чтобы 24 февраля не случилось и удалось бы договориться мирным путем. Но оно случилось.
Именно поэтому в эти дни мне особенно тяжело видеть все эти посты про “Мордор” и “паранойю Путина”. Я вот помню конец 90-х, Буйнакск, Волгодонск, взрывы в Москве, Беслан… Помню, как стреляли на улицах моего маленького Гагарина после зачистки столицы. Помню, как трясло Кавказ. Мы были в знатной жопе.
За последние двадцать лет у нас у всех появилась передышка. Мы хоть немного почувствовали вкус жизни, оклемались. Кто хотел заработать — смог это сделать. Было много возможностей. Нет, я не оправдываю власть. Дыр дофигища в очень многих сферах жизни. Сколько денег вывезли из страны — мы этого никогда не узнаем… Но блин, хотя бы был мир. Мы строили планы, путешествовали, дышали. И наивно думали, что мир нас ждет и нам открыт. Но нет, не очень ждут. И нам не очень рады. Психология двойных стандартов за последние пол года показала себя во всей красе. Мы нужны слабыми, глупыми. А умными (понимающими, что к чему) и сильными как нация — мы нигде не нужны. Кроме как здесь, на той земле, где родились… Похоже, что так. И от этого тоже горько.
Кто-то уезжает. Никого не осуждаю, понимаю. Мы все хотим жизни для себя и близких. Хотя не очень верю, что сейчас в мире есть достаточно безопасные места. Разве что в Новой Зеландии?
Чего хочется, так это, чтобы было понимание. Похоже, мы снова у черты, когда стоит вопрос о том, будем ли мы как государство и нация существовать… И это очень страшно. Я молюсь и надеюсь, что получится договориться. Красные кнопки — не выход. Точнее выход для всех в один конец.
Как-то так. А дальше каждый сам делает свой выбор. Мне бы очень хотелось, чтобы этот выбор был в пользу жизни. И мира.