Хочу поделиться одним наблюдением, которое замечаю периодически. Если у человека высокий уровень тревоги, он приходит с запросом на тревожность, страх в каких-то контекстах жизни (иногда и панические атаки сюда же), то по факту работаем мы не с тревожностью, не со страхом… А с подавленным или вытесненным гневом.
Как оно устроено?
Гнев нам нужен для защиты. Это базовая настройка в организме. Но по каким-то причинам человеку оказалось нельзя — гневаться, выражать свой гнев. Причины могут быть разные. В детстве разозлился, надавал по голове кому-то в детском саду — отругали/наказали так, что лучше умереть, чем еще раз через все это пройти… Или рядом был взрослый, который гневался так страшно и творил такое, что ребенок дает зарок: «Я так не буду никогда!» В любом случае человек понимает/решает для себя, что он никогда больше не будет гневаться, потому что это страшно, опасно и «фу таким быть».
Гнев оказывается заперт на замок. Его нам нельзя. А если нам его нельзя, то и защитить себя нам нечем, мы не можем… И взмывает до небес тревога (вплоть до генеративного тревожного расстройства и других спецэффектов). И пока мы не вызволим гнев из клетки, тревога никуда не уйдет. Потому что психика очень целесообразна.
И бессознательно мы прекрасно понимаем: «Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом». В жизни бывает разное, и хорошо бы, чтобы у нас была возможность дать отпор обидчику и постоять за себя в тех ситуациях, когда это необходимо.
В общем, если вы знаете про себя, что вы «тревожный котик», посмотрите, а что у вас с гневом. Можно ли вам злиться? (на кого-то кроме себя, например). Можно ли вам выражать свою злость? Есть ли у вас право отстаивать себя?
Когда такое право есть, во многих случаях живется гораздо спокойнее. Не всегда. У высокой тревожности могут быть и другие причины. Тут хорошо бы разбираться со специалистом. Но и расклад, который я описала в этом тексте, явление достаточно частое.
В общем, я по-прежнему остаюсь «адвокатом гнева» в психологической работе. Реабилитирую его и легализую. Потому что ходить на сложные переговоры или давать отпор хамам гораздо приятнее, если рядом с тобою большая мощная пантера или огнедышащий дракон (это примеры образов наших гневных частей), а не когда ты бедный заинька и за тебя вступиться некому.