В выходные снова училась. Был пятый модуль курса по телесно-ориентированной психотерапии. Тема этих двух дней — травматический стресс и работа с ним (шоковая травма и ПТСР). А еще у нас были очень не простые демонстрационные кейсы — работа с острым горем и работа с человеком в клинической депрессии.
Уже вечером первого дня мы выползли осунувшиеся и ощутимо усталые. Это к разговорам: «Да чего там? Сиди-кивай». Ну-ну. Утром второго дня закономерно вырулили на вопрос заботы о себе, профгигиены и прочего важного, чтобы восстанавливаться. Как раз недавно писала об этом.
И, конечно, много говорили и размышляли о травме. Так что я как раз кое-что дополнила и достроила в своей голове, чтобы написать тексты, которые обещала. Буду потихоньку формулировать.
А пока короткое, но важное для меня, что поймала утром за хвост за чашкой чая, пока в голове крутилась фраза о том, что «в окопах атеистов нет».
Похоже, мы ближе всего к Богу (трансценденции), когда переживаем самое прекрасное и самое ужасное в жизни. Все то, что на грани выносимого. И без поддержки бОльшего нам не вынести.
То, что называют вершинными, нуминозными переживаниями (любовь, красота, единение с природой и т.д.), даёт нам возможность почувствовать, ради чего это все вообще выносить… И то, ради чего мы раз за разом принимаем решение остаться на этой земле и в этом теле, даже когда очень больно и трудно.
P.S. И восход вчера показали такой, что дух захватывало… Оно все рядом, и может умещаться в одном дне.