Всем родителям, у кого «дым из ушей», посвящается…
Этой зимой я прохожу два курса, связанные с темой телесности. Сегодня хочу поговорить об одном из них — про «неудобных детей» Олега Леонкина.
Кто читает меня давно, уже встречал на моей странице это имя. И вот я снова вернулась что называется к истоку. И опять с ворохом открытий, мыслей… Их захотелось собрать в один текст. Но сначала пара слов о человеке, который меня на все эти размышления натолкнул. Олег Леонкин — детский реабилитолог, специалист по сенсорной интеграции, массажу, физиологии поведения. Отец 5 детей. Работает с детьми несколько десятков лет. Моему материнству скоро 4 года. И за все эти годы — по пальцем одной руки посчитать специалистов, которые реально мне помогли и помогают в не самом простом пути, который я прохожу в родительстве. И Олег — один из них.
В первый год жизни дочери я «пылесосила» все, до чего могла дотянуться, т.к. была тьма вопросов о том, как обращаться с маленьким человеком. Тогда я пересмотрела все материалы «Азбуки» Олега. Получила много ответов, стало меньше тревоги. Потом, когда мы перешагнули первый год и я ухнулась в бездну выгорания и родительской вины, меня снова «вытащил» уже другой курс Олега. Потому что я услышала много того, что реабилитировало меня как родителя. И объяснило мне очень многое из поведения ребенка, его реакций, особенностей.
И вот сейчас, спустя почти 3 года, когда уже стали другие вопросы — воспитания, развития… Я поняла, что мне нужны новые ответы и другие способы выстраивания отношений с дочерью. И я снова нашла то, что искала. И то, чего мне было не найти в детской и возрастной психологии.
У Олега реально другой взгляд, он «телесник». Он смотрит на психофизиологию, на скорость реакции и ее особенности, на системы восприятия, на то, как работает нервная система, на то, как это в конечном счете связано с поведением ребенка. Чувства и эмоции только часть в этом уравнении.
И блин, это один из немногих (единственный, кого я встречала в публичном поле) специалист, который умеет расколдовывать родительское чувство вины, освобождать от него по-настоящему.
Второй день хожу кручу мысль: «Силу реакции родителя регулирует ребенок». Конечно, если мы не имеем дела с родителем-психопатом и садистом. Но в целом оно так. Ребенок задает интенсивность стимуляции, чтобы что-то сдвинуть в поведении. И в базе этого тонические особенности организма ребенка!
Собственно, с каким клинчем я разбираюсь все эти годы: все, что я читаю в умных и правильных книжках по воспитанию детей — для моего ребенка не работает, или работает очень мало и ограничено. Все эти истории про теорию привязанности и много чего еще, что мы конструируем в своей голове под грифом «идеальный родитель, которым я хочу быть» (я вся такая хорошая мама и ребенок — милый одуванчик). А в жизни — командный тон (с обеих сторон), временами ор и холокост. И конечно, фу таким быть…
А тут я слушаю Олега про детей со сниженным тонусом или дистоническими особенностями (здоровых неврологически детей!), и у меня четкое ощущение, что он с нами живет в одной квартире))). Ну вот правда. Местами ржу. Местами хочется обнять всех нас.
И да, такие вот «непростые» в воспитании ребята — очень талантливые и умные. И да, есть сложности с контролем (подтверждает и наш детский остеопат, которая поясняет мне, что при гипоксии в первую очередь страдает левая лобная доля, а это зона, которая отвечает за контроль).
А еще я ловлю долгий продолжительный выдох на теме лидерства в семье. Потому что у нас дочь с пеленок имеет прозвище «командир полка». Хороводит любым количеством взрослых, которые окажутся рядом… И конечно, я же умная мама, я знаю про иерархию и границы. А тут еще кризис 3-х лет… И границы взрослые должны выставлять… Ну и входим мы в клинч периодически.
И вдруг я слышу совсем иную версию происходящего, которая переворачивает все с ног на голову. У ребят с такими тоническими особенностями — проблемы с прогнозированием. Они не лидеры по сути своей, они «режиссеры». И «режиссируют» они всех вокруг и раздают указания, чтобы им было легче сделать прогноз поведения окружающих. Т.е. потребность там не только и не столько проломить/проверить границы, сколько сделать для себя безопасно. И для меня такой расклад полностью меняет картину. Потому что не зачем бодаться с ребенком на тему, кто тут главный. Можно подыграть… Можно уступить. Много чего можно — появляется поле вариантов и для меня и для нее. Легче договариваться, потому что мне понятна потребность. И она совсем иная, чем мы привыкли считать, когда видим такое поведение детей.
Отдельные лайфхаки на тему ресурса… Я много в эту тему смотрю и для себя лично. А тут как-то в меня, наконец, попало, что резервуар сил один. Из него мы и на физику берем, и на эмоции, и на ментальные усилия. И если с одной стороны просело, то неминуемо рикошетит в остальное.
Великолепный, на мой взгляд, пример. Ребенок объелся сладкого, обсыпало (аллергическая реакция). Не вирус. И не в первый раз, например. Для большинства родителей — не повод отменять тренировки или не идти на контрольную. А по факту организм «загружен», и толку от тренировки не будет. Просто ребенок попадет в зону истощения. И да, причина «сам виноват». Вопрос, что с этим делаем дальше мы, как родители. Даем восстановиться или нет?
И много разного, что мы обычно проскакиваем, не оценивая как важное. Также вопросы мотивации, наказания, того, как сделать союзниками учителей, воспитателей и других специалистов там, где это возможно.
В общем, я досмотрела курс и можно начинать пересматривать с начала)), чтобы оно как следует улеглось и внедрилось на уровне ежедневных действий. Что-то уже внедрила/попробовала — работает. Как минимум мне самой стало легче. А мамин ресурс — это невероятно важно во всей этой истории.
Пишу этот пост в том числе для тех родителей, которые ищут так же, как искала я. У Олега я нашла здравый смысл, опору на физиологию (в том числе вот такую не совсем типичную, когда не диагноз, но есть нюансы), доброе отношение к детям и родителям. И при этом установка на то, что какими бы ни были исходники ребенка, ему важно помочь стать адекватным требованиям социума (чтобы в этом социуме ребенок мог адаптироваться и жить) — мне кажется это важным.
P.S. В очередной раз я вижу, как много мы на себя берем в родительской роли (ну и привычно накладывают на нас окружающие, указывая на то, что мы «правильно/неправильно воспитываем»). Не учитывая в этом уравнении особенностей ребенка. А тут как минимум половина. И мы «танцуем» с тем, что есть, с теми способами реагирования, которые сложились в первые месяца три… В общем, иногда очень полезным оказывается поменять оптику.