До 12 лет, пока бабушка была жива, почти каждое лето меня на месяц-полтора отвозили в деревню в Беларусь. Нас внуков обычно было 3-4 человека, которые паслись на подножном корму)). А еще корова, свиньи, куры, 40 соток сада и огород. С готовкой заморачиваться бабушке было некогда: сенокос, варенья наварить в банки закатать, картошку прополоть, корову подоить…
К 9 утра, когда нас поднимали завтракать, на столе обычно дымился горячий сытный завтрак — кастрюля свежесваренной картошки, две чугунные сковородки с омлетом на сале, иногда одна сковородка с самым любимым лакомством — сметана «поджаренная» на сале, в которую полагалось макать дымящуюся горячую картошку. Иногда были толстые блины из печи, если в это утро бабушка топила печь, чтобы приготовить в огромных чугунах еду для свиней и телят. Мясо летом бывало на столе только по особому случаю. Могли курицу пустить в расход на день рождения или колбас сушеных достать к приезду дорогих гостей.
Обеда как такового не было. Собирать всех за столом некогда. Проголодался — на столе в прохладной хате под полотенцем всегда краюха ржаного хлеба и кусок сала. Огурцы приносились с грядки, иногда их мыли, иногда обтер об себя и порядок))). Перьев лука к салу там же натягать. На перекусы каких-нибудь ягод с куста мы уже успевали похватать.
А еще мы пили сырые яйца. Сколько лет уже прошло… Понимаю, что сейчас не рискну. А тогда домашние, чистые. Я сама обожала их собирать. Каждый поход в курятник сродни маленькому походу за грибами. Знала все куриные нычки, даже на сеновале. Все обшаришь, принесешь, завернув подол футболки. Проковыряешь дырочку (уметь надо было!) А дальше как-то потерпеть белок, чтобы потом всосать в себя вкусный желток.
А еще я любила парное молоко. Особенно пенку в ведре сразу после того, как бабушка подоит корову. Буквально дрались кружками с двоюродным братом за эту пенку. Потом молочные усы до ушей)).
Для разнообразия или грибов наберем — жарёха. Или карасей натаскаем. Если покрупнее (что редкость) — могли и пожарить… Кабачок быстренько кружочками с чесноком и сметаной.
Вечером творог, или простокваши с хлебом. Набегаешься за день так, что падаешь «без задних ног», помыв их предварительно под ледяной водой из колонки во дворе.
Голодными не были). Хоть никто часами у плиты не стоял.
До сих пор сало с луком и свежим огурцами — для меня летняя еда. И простокваша. А вот окрошки я совсем не понимаю. Не ела никогда. Не было ее в моем детстве даже городском. Так и не прижилась. Так что баталии «на квасе или на кефире» совсем мимо))). Единственный холодный «суп», который мы все любили и готовлю до сих пор — свекольный холодник. Отварить почищенную свеклу до готовности, посолить, натереть и остудить. Дальше в свекольный «бульон» порезать огурчиков, укропа, зеленого лука, вареное яйцо. Добавить сметаны и немного выжать лимонного сока (по желанию). Есть с жареной картошкой и мурчать от удовольствия))).