Есть такой термин в психологии — «вторичная выгода». Его до сих пор нередко используют некоторые школы и направления. По их мнению, практически у любого «нежелательного» поведения, которое человек не может преодолеть, есть та самая вторичная выгода. Достаточно ее осознать, взять себя в руки/принять новое решение и… все изменится.
Например: «Ты не выздоравливаешь, потому что тебе выгодно болеть! Твоя вторичная выгода в том, что так ты получаешь больше внимания и заботы». А еще «тебе выгодно быть бедным и не выгодно быть богатым, чтобы не брать на себя ответственность», тебе «выгодно встречаться с неподходящими партнерами, так ты получаешь…». Тебе «выгодно быть в депрессии…» И далее по списку. Иногда до абсурда. В общем-то, в эту формулу можно подставить любой внутренний и даже внешний конфликт.
Если рассуждать логически, конструкция верная. Если мы что-то делаем, значит, нам это по какой-то причине выгодно.
А теперь попробуйте представить себя на месте человека, которого «уличили» в такой выгоде. «Тебе невыгодно быть счастливым! Ты на самом деле не хочешь… Это ты вторичные выгоды получаешь от того, что ты несчастный/болеющий/неуспешный…» Покатайте на языке эти фразы? Как оно вам? Целительно? Помогает?
Я очень рада, что в самом начале моей психологической практики попала к очень мудрым и профессиональным учителям. Моя оптика настроена иначе. В нашем сообществе не используется парадигма «вторичной выгоды». И мне кажется это очень верным и этичным по отношению к человеку, который пришел за помощью.
Потому что как только психолог заводит речь: «Эээ, батенька, да это у вас вторичная выгода…» Он тут же надевает белое пальто и начинает оценивать клиента (сами слова в русском языке несут эту оценку, не убрать ее никак, мы это все считываем сознательно и бессознательно). И это уже история не про контакт и доверие, а про то, как старший уличил младшего… И это уже совсем другие игры. Не про качественный терапевтический процесс. Потому что мы в этом месте (в роли клиента) мгновенно проваливаемся в вину и стыд, в то, что мы нехорошие и делаем нехорошо — получаем выгоды разными неправильными путями… Манипулируем, буквально. Фу такими быть!
Можно, конечно, давиться и есть этот кактус. Вопрос, зачем с собой так?
Есть альтернативный путь. И мне он кажется гораздо более здоровым, экологичным ко всем участникам процесса.
Если принять за аксиому, что «в нас много нас» (кому важно покопать, можно почитать Р. Ассаджиоли и не только), то сама формулировка «вторичная выгода» отпадает за ненадобностью.
Психика каждого человека не однородна. В нас есть разные части: субличности или внутренние дети/родители/взрослые, комплексы и архетипы, интроекты и самость… в общем, теорий множество, способов называть внутреннюю реальность тоже, но суть от этого не меняется. Внутри нашей психики есть разные части, которые хотят разного. У них могут быть совершенно разные потребности, которые иногда противоречат друг другу. Получается внутренний конфликт. И да, мы как и все люди можем хотеть здоровья, счастья, благополучия и богатства, но внутри могут оказаться те части, которым по какой-то причине страшно или нельзя все это получить. И тогда в жизни начинает происходить разное (то, что мы называем «фигня всякая и треш трешовый» в зависимости от накала событий).
Что же со всем этим делать?
Для начала хорошо бы дать слово «тихим голосам». Тем, кто много лет в забвении, кто партизанит внутри. Потому что те части, которые вроде бы за «вторичную выгоду» и всячески «мешают» нашему процветанию, чаще всего хотят хорошего — уберечь нас от боли, заслужить любовь и признание, избежать непоправимого и невыносимого. Просто у них в арсенале очень ограниченный набор инструментов, который во взрослой жизни нам чаще всего не подходит. Но это не значит, что эти части надо как-то в себе искоренить (это и невозможно). С ними можно и нужно договариваться. Находить способ удовлетворять потребности более здоровым и подходящим для себя образом. Например, брать отпуск до того, как заболел (если полежать и отдохнуть можно только, если болеешь). И конечно, нести в терапию, обращаясь к тем модальностям и специалистам, которые вам ближе по своему мировоззрению.
Если хочется жести, можно и жести). Половить «выгоды» как блох). Если жестить уже надоело, то можно использовать другие способы. Благо, они есть. И этот пост как раз об этом. Про то, что можно иначе. И можно с уважением ко всем своим частям, поступкам и потребностям. Люди — очень целесообразные существа. Мы ничего не делаем просто так. И при этом «все хотят хорошего» (М. Эриксон). Другое дело, что иногда это «хорошее» нужно разгадать, как ребус, и немножечко расколдовать. Чтобы оно и, правда, обернулось хорошим для нас и нашей жизни.