Первая учительница /Ко Дню знаний/ 01.09.2024 – Опубликовано в: Блог

Я любила ходить в школу, любила и люблю учиться до сих пор. О школьных временах и любимых учителях у меня сохранилось несколько текстов, написанных еще в 2012-м году. Сегодня захотела поделиться одним из них.
В школу меня отдали с 6 лет, в первый класс на базе детского сада «Василек». И сейчас не перестаю благодарить маму, которая в тот очень трудный для всех российских семей 1991 год собирала рекомендации родителей и «пробивала» мою возможность оказаться в классе, который вела Валентина Анатольевна Малинина.
Хорошо помню, как летом меня привели на собеседование к директору школы, проверили знание алфавита, попросили посчитать до 10 и обратно. Для мамы стало приятной неожиданностью, что я и обратно могу. На самом деле хорошо считать я научилась еще в детском саду: до сих пор в памяти встает картинка, как перебираю числа от 1 до 200 на лавочке в игровой еще лет в 5.
Но вернемся к школе. Первый раз в первый класс. Школьная форма с плесировкой, нашитые мамой манжеты и воротнички, белый фартучек, огромные нелюбимые банты и букет роз с нашей дачи. Надо сказать, в школу я очень хотела и тихо ненавидела наш детский сад им. Гагарина с его воспитателями, директрисой, прокисшим батоном и молоком с пенкой на полдник. Единственное, что омрачало первый класс, это наличие тихого часа, т.к. «на базе садика». Но все равно все стало по-другому. И это другое и новое принесла с собой Валентина Анатольевна.
Красивая моложавая женщина с лучистыми глазами. Даже не знаю, сколько ей тогда было лет, с годами она не менялась, совсем. Всегда на ней был костюм, простой, но элегантный, волосы, убранные в ракушку. Это сейчас я понимаю, как было бедно и голодно в начале 90-х в нашем провинциальном городке. И каких усилий стоило женщинам сохранять женственность и чувство собственного достоинства, когда рушился мир вокруг их семей. Валентина Анатольевна всегда, в любой ситуации, была символом этого внутреннего достоинства и спокойствия.
За все 4 года учебы под ее руководством я ни разу не слышала, чтобы она повысила голос. У нее никогда не было любимчиков. Ее любви, внимания и заботы хватало всем. Причем, это никогда не было сюсюканьем. За давностью лет деталей не вспомнить, остаются ощущения. В ее словах и действиях всегда были справедливость и правда, наш класс был островком «правильного» в тот момент, когда вокруг творилось черт знает что.
Валентина Анатольевна умела поощрять инициативу и энтузиазм. При том, что на уроках всегда была идеальная дисциплина, из нас не вытесывали одинаковые кубики, нам помогали шлифовать индивидуальные грани и таланты.
В классе возникла небольшая «могучая кучка» ребят, которые быстро усваивали новый материал. Мы обгоняли программу по некоторым предметам, и нам становилась скучно решать и читать то, что уже понятно и знакомо. Тогда Валентина Анатольевна стала для нас выписывать на доске отдельные задания на урок. Чаще всего такое происходило на математике.
За то, кто первым решит задачку, особенно рьяно мы боролись с Вовкой Чижиковым, который сидел за соседней партой. В таком интеллектуальном соревновании мы порой убегали на 5-7 уроков вперед от всего остального класса, а потом как-то незаметно для нас Валентина Анатольевна выравнивала ситуацию. К концу четверти обычно выходили все вместе.
Были у нас и «Дни именинника», и всякие викторины. Оценки в дневнике, которые Валентина Анатольевна выводила красивым ровным почерком (для меня недостижимый идеал:), продленки, дежурства, летний лагерь при школе, линейки и «Дни Земли». Хорошо помню, что мы обычно надолго задерживались в школе. Там было легче, чем дома, где в это время полным ходом шел развод родителей…
Да, именно тогда стал прорастать синдром отличницы. Первые честно заработанные пятерки стали опорой и доказательством того, что я чего-то стою, что-то могу сама. Сначала удалось закончить «на отлично» первый класс, потом появилась цель удержать результат и во втором классе, а потом закончить младшие классы с пятерками. И мне это удалось. А дальше… (лирическое отступление на грани хвастовства))) все 11 школьных лет в итоговой колонке оценок в дневниках стояли однообразные и скучные «пятерки». В университетской зачетке за все 5 лет учебы затесалось одно «хорошо». В январе этого года я получила еще один диплом «с отличием». И дело не в том, что кто-то невероятно умный — филонила, прогуливала как и все подростки в свое время)). Дело в умении и желании учиться, которое нам привили с детства.
Для контраста небольшая история про преподавателя английского. Иностранный язык начался у нас со второго класса, вела его некая Татьяна Львовна. Честно – не помню, что происходило на уроках, но английский мы возненавидели всей душой. Что же нужно было такого сделать, чтобы второклашки задумывались о том, как сбежать с урока? Прошло много лет, я как-то тянула английский, но не знаю его до сих пор, хотя способности к языкам есть.
Но вернемся к Валентине Анатольевне. Четыре прекрасных года она учила нас главному: дружить, быть честными, справедливыми, беречь мир вокруг, ну и конечно, читать, писать, считать… А еще смело поднимать руку, когда есть что сказать, не бояться быть впереди и сохранять любопытство и интерес ко всему новому.
Прошло много лет, мы разбежались по разным школам и разным классам. Но к выпускному как-то по крупицам удалось собрать информацию, где кто. И получилось, что тот наш первоначальный состав вышел практически полностью серебряными и золотыми медалистами. Я уверена, что причина таких результатов не в уникальности детей, а в уникальности первого учителя, который смог задать правильный вектор и найти к каждому подход.
В последний раз я виделась с Валентиной Анатольевной году в 2004-м, мы с ребятами навещали ее в родном Гагарине. Много всего произошло за эти годы… Я до сих пор чувствую благодарность и с теплом вспоминаю свои первые годы в школе. Умение учиться и любовь к учебе — один из самых больших подарков, которые я получила в жизни.