Про травму и травму. Или почему меня понесло в телеску? 10.10.2024 – Опубликовано в: Блог

Наконец, о психологическом). Это будет история во многих частях. По мере сил и собственного понимания буду писать о том, что уже несколько месяцев в фокусе моего личного и профессионального интереса.
Слово «травма» как и многие другие термины и понятия, перекочевавшие из психологического языка в наш обыденный язык, оказались здорово затасканы. Вот это «Ты наносишь мне травму» с соответствующим выражением лица и вовсе стало способом манипуляции для некоторых. Потому у многих здоровых людей как-то глазик дергается от травм и травмированных…
Давайте же разбираться.
Ниже я дам определение из наших лекций на профпереподготовке. Оно мне кажется вполне годным. В дерби разных направлений и школ не полезу, т.к. закопаемся, а цель не в этом.
Психическая травма — глубоко индивидуальная реакция на то или иное, как правило трагическое или чрезвычайно значимое для личности событие. Оно вызывает чрезмерное психическое напряжение и последующие негативные переживания, которые не могут быть преодолены самостоятельно и приводят к устойчивым изменениям состояния и поведения.
Обычно наше знание о травме здесь исчерпывается. Но есть одно важное но. Есть как минимум два принципиальных вида травм, о которых хорошо бы знать.
Первый тип, который некоторые называют травмами развития, — это те самые последствия детского травматического опыта, с которыми сталкивается каждый человек. Вообще каждый. Так устроен процесс социализации и воспитания в человеческом обществе. Когда психоз (свободное и незамутненное фонтанирование психической энергии ребенка) родители своим авторитарным «Прекрати немедленно!» превращают в невроз. Так формируется система сдержек и противовесов, без которых невозможна адаптация в социуме и сосуществование нескольких человеческих индивидов рядом.
Понятно, что тяжесть этих травм может быть очень разной. Кто-то столкнулся с жестоким обращением, пренебрежением, отвержением или насилием, а кому-то купили платье/машинку не того цвета. Утрирую для наглядности. И там и там может быть травма. И зависит это не только от сути самого события, но и от восприятия человека, индивидуальных характеристик его физического и психического устройства. То самое: с кого-то как с гуся вода — отряхнулся и пошел. А кто-то всю жизнь будет клиентом психологов. Тут уже у кого какая раздача была на старте.
Безусловно травмы развития и травмы, которые случаются в более позднем возрасте (потери, разводы/расставания, кризисы и проч.) будут влиять на нашу жизнь, наши выборы, жизненные сценарии, способы адаптации. Так в том числе формируется наша индивидуальность.
И тут важный вопрос, хватает ли у нас ресурсов и сил адаптироваться и жить дальше, чтобы оно не мешало. Или не хватает. Во втором случае мы идем к помогающим специалистам со всем этим разбираться.
А теперь второй тип травм. Так называемая шоковая травма (иногда на сленге психологов — шок). Она возникает в ситуациях резкого столкновения с ситуацией, опасной для жизни и здоровья (или расцениваемой нами таковой) непосредственно или как свидетель (!). Именно этот тип травм может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). И это история не только про участников военных действий, отнюдь. Источников шока гораздо больше: физическое, сексуальное, медицинское насилие, различного рода медицинские вмешательства (общий наркоз может вызвать шоковую реакцию в теле!), постановка диагноза, угрожающего жизни, аварии, природные, техногенные катастрофы, внезапная смерть близкого человека и т.д.
Т.е. если в детстве ребенок подвергался насилию или был свидетелем насилия в семье, это может быть как травмой развития, так и шоковой травмой. Зависит от того, как отреагировало тело (в том числе).
Собственно, почему я завела весь этот разговор. К тому, что работа с шоковой травмой существенно отличается от работы с травмами развития и травмами вообще. Там много своих важных нюансов. И важно не только помочь, но и не навредить…
И если вы обнаруживаете, что годы самой разной психотерапии, расстановок, тренингов не могут сдвинуть некоторые вещи, особенно связанные с общим уровнем энергии и состоянием здоровья, очень может оказаться, что смотреть нужно иначе. И работать с шоковой травмой. О том, как оно может проживаться изнутри я еще напишу. Соберусь с силам и напишу (потому что знаю).
Я надеялась обойти эту тему по широкой дуге))). Но этим летом жизнь меня подтолкнула к тому, чтобы идти и разбираться. Учиться… Так возникла в моей карте развития телесно-ориентированная психотерапия. Потому что шоковая травма — это, в первую очередь, телесные реакции. Они вообще за пределами рацио. И работать здесь тоже нужно через тело.
Продолжение следует…