Мой маятник в последние несколько дней качнулся в другую сторону. Мудрые женщины рядом (в частности, мой психотерапевт) напомнили мне, что хорошо бы иметь место, где можно поплакать, где можно горевать.
За бурной деятельностью есть риск заморозиться и по привычке начать трамбовать трудные чувства куда-нибудь подальше. Но дело это неблагодарное — все равно рванет. Это я по опыту знаю.
Мне не просто разрешить себе горевать. Мне важно быть собранной ради своих близких, дочери, клиентов, читателей. И при этом мне очень важно оставаться живой. А значит, я могу чувствовать все, что чувствую, проживать, выплакивать хоть понемножку то напряжение, которое копится внутри.
Потому что внутри точно есть та часть меня, которая в эти дни горюет по той жизни, которой уже нет, по планам и мечтам, которым пока не сбыться, по тем связям, которые разорваны, по тем людям, чьи жизни, здоровье, безопасность уже унесла эта война.
Да, я чувствую именно горе. И укромными минутами пока не видит дочь оплакиваю утрату прежнего мира, мою беспомощность, когда на сцене большие силы. Мне важно сохранить вот эту человеческую способность проживать горе, вообще человеческое в себе.
Я молюсь о мире.
По вечерам зажигаю свечу и смотрю на неё, очищая себя после дневного информационного шквала.
Стараюсь больше бывать на свежем воздухе, смотреть на небо, на солнце, на то, как просыпается природа.
В моей аромааптечке маленькая революция. Сейчас я не расстаюсь с маслом священного ладана (помогает пережить горе и утрату) и лаванды (помогает прийти в равновесие, масло баланса).
По вечерам делаю ванночку для ног с солью. Соль тоже забирает ненужное и тяжелое. Иногда я представляю, что плачу через ступни. Или смотрю на дождь, который проливается в моей внутренней реальности.
Я работаю, готовлю еду и держу свои привычные рутины. И при этом стараюсь не ругать себя, если что-то идёт не так. Поправка на обстоятельства обязательна. Маленькими шагами. То, что по силам.
Мне кажется, очень важным сейчас суметь вот это — не только сжать зубы и фигачить или бороться с кем-то или за что-то. Важно дать место слезам. И тогда есть шанс пройти через происходящее с меньшими потерями для психики.
В этот день, 8 марта, мне хочется пожелать нам всем улыбок не смотря ни на что, и искренних честных слез. Нам можно. Да, мы сильные. Но нам можно и нужно хоть иногда быть слабыми, девочками, девушками, женщинами, чтобы оставаться живыми. Плачьте, если хочется плакать. Можно. Когда-нибудь тучи уйдут и выглянет солнце. А пока вот так.