Февраль и март прошли у меня под флагом жесточайшей внутренней войны. Я почти перестала спать, армии во мне воевали круглосуточно, оставляя разбитые надежды, странные рисунки, треснувшие отношения… Войну невозможно не заметить, но вот кто с кем или чем воюет… Было не понятно. У армий не было названий. «Слова имеют силу, имена имеют власть» (Артем Степанов). Я искала имена. Витиеватой дорогой через практики, события, случайные и не очень разговоры круг сужался…
Сначала вебинары Оли Цветковой в потоке «Элегантная жизнь» про тонкость, потом «случайно» я пришла на Открытый диалог Димы Шаменкова в сложную, но искреннюю группу. И сразу после диалога побежала на занятие голосом к Айри… И нет, в этот день я почти не звучала, я слушала моего наставника, Учителя и по щекам катились слезы. Айри дала имена моим армиям: «нормальная» и «ненормальная». Но слезы были потом, сначала я аж задохнулась от точности слова и внутри услышала вой: «Ты ненормальная!..» И такие были эмоции в этом обвинении, как будто дальше только в дурку. Здесь «ненормальность» не просто про соответствие каким-то шаблонам и стандартам. Здесь про адекватность вообще, про психическое здоровье. И дикий страх внутри, что не примут, не примут со всеми тараканами и странностями. И не просто не примут, а закроют, упекут подальше, поставят диагноз и все. И этот страх даже не из детства, это страх, проросший в поколениях… Мне вообще приходят образы времен охоты на ведьм, инквизиции… Как можно проявиться, когда кара неизбежна и она вот такая?
А тут сильный, мудрый человек, глядя в мои глаза, говорит: «Ты нормальная. Может быть, они нет, а с тобой все в порядке. И то, что ты слышишь, видишь и чувствуешь – есть».
Господи, какое это счастье, когда находится хоть один человек, который вот так. Может принять и оценить то, что упорно прятала годами даже от себя самой… И потоком воспоминания из детства. Ведь все это было – и чувствование, и особые отношения с миром, и игры в целителя, доктора, немножко шамана. И перебинтованные деревья у школы, и снадобья, приготовленные из толченых таблеток домашней аптечки:). Целить можно по-разному. Но та маленькая я знала, что могу это делать. А еще видела живое во всем, в игрушках, в цветах и травах. И сажая весной грядки, прикапывая цветочную рассаду (мама всегда считала, что у меня рука легкая) я просила цветы расти… Я обнимала и обживала пространство дачи, леса. Мир был живым… Пока что-то не сломалось.
И вот сделала шаг вперед «нормальная я», которая получала пятерки, слушалась учителей, которой некогда было витать в облаках, которой нужно было пробивать дорогу в жизни. И на долгие годы она стала главной. Она была нужна. Она, как умела, оберегала ту маленькую девочку, которой было сложно в жестком мире. Но потом… Я заигралась в себя рациональную, забыла, ради чего и кого это все… Мир стал линейным, по SMART’у и практически не живыми. «Ненормальная» часть стала опасна, она могла помешать планам, лишить работы, поставить под угрозу отношения. Во взрослом мире ей не было места. Она была «чересчур» и «слишком». И бог с ним, что антидепрессанты курс за курсом, и болезни одна за другой. Мозг снова и снова бросал тело на амбразуру амбиций: доказать себе, что чего-то стою, что могу, что нормальная, что не белая ворона, которую хотят побить одноклассники, а во дворе показывают пальцем…
А потом случилась встреча с нею. С той самой, которая с косой… В ее близости стало звеняще ясно, что если душа не нужна, ее заберут… Но тогда и все эти игры в достижения станут тоже не нужны. Невозможно без души, без контакта с миром создавать что-то стоящее, ради чего ты вообще здесь нужен… Первая точка поворота, первая точка нуля и робкое всматривание внутрь. Когда душа говорила через тело: рядом с этим человеком уходит боль, а рядом с этим – тебя скрутит в бараний рог. И да, ты это не придумала, потому что есть я, твое тело, я не вру. Я покажу тебе отеком, температурой, чем угодно, что ты слышишь, ты чувствуешь, черт побери!
Шаг за шагом, еще с завязанными глазами, в темноте и наощупь… Идти в этот март, чтобы в нем услышать: «Ты нормальная!» и разрыдаться. Принять и вместить в себя все: и достижения, и ощущения, и бескрайний-бескрайний мир, в котором есть место для всего и для всех.
***
Вчера ко мне на консультацию пришла потрясающая девушка, яркая, талантливая, глубокая… Ищущая свою стаю. Ровно с теми же словами про «нормальная» и «ненормальная». И как мне хотелось, слушая, ее обнять. И просто сказать – «Я тебя вижу. Ты нормальная». Белые вороны, цветные сороки, зеленые снегири и фиолетовые фламинго… Они существуют в нас и среди нас. И в каждом из нас есть этот разлом, проходящий по границе души и ума. Не знаю, почему, не знаю, кто и когда, научил нас не доверять своей душе… Комната с нашей творящей силой, с нашей индивидуальностью оказалась под замком. Ум – как вирус, как паразит проник почти во все клеточки существа и пытается убить живое, закрыть к нему доступ. Но только он не знает, что без души жизни не будет. Первична вот эта искренняя, «ненормальная» сила, которая в какой-то момент порывает все границы, ломает дамбы и плотины, вырывается на свободу, потому что в ней сила самой жизни…
И это нормально видеть душу во всем, что окружает, здороваться с домом или парком, нормально получать ответы из обрывков разговоров в метро, нормально слышать и видеть мир иначе, чем другие люди. Потому что каждый видит и слышит мир хоть немножко, но иначе.
Инаковость в нас – это самое красивое и самое живое, что в нас есть. Это чистая душа, которая в какой-то момент хочет проявиться и начать творить в этом мире.
И мне так хочется сказать каждому, кто прочитает этот текст: Пожалуйста, проявляйся! С тобой все хорошо. Ты нормальная! Ты нормальный!