7 сказок Нового года. Сказка про солнце 20.01.2017 – Опубликовано в: Блог

Наступило Рождество. В это праздничное утро вся семья была в сборе. Маша возилась с маленьким Ваней, а Костя решил починить старинный-престаринный аппарат для выжигания, который он нашел у родителей на антресолях. Когда-то в детстве Костя делал прекрасные рисунки этим аппаратом. Даже украсил разделочную доску и подарил ее маме на 8 марта. Много лет прошло с тех пор, он уже и забыл о своем детском увлечении, пока не наткнулся на покрытый пылью аппарат во время генеральной уборки. Вот тогда-то и пришла ему в голову мысль реанимировать чудо техники, чтобы показать маленькому Ване, чем увлекался папа и во что играл в своем детстве.
И сейчас Костя сосредоточенно что-то протирал, выкручивал и прикручивал заново. От усердия он даже высунул кончик языка. Как в детстве. Маша с улыбкой посматривала на него из соседней комнаты: «В любом возрасте мужчина остается ребенком», — эту мысль без труда можно было прочесть на ее лице. А маленький Ваня самозабвенно собирал конструктор и почти ничего не замечал вокруг. Единственное, что могло бы его отвлечь, — это шуршание конфет, но пока ничего не предвещало такой «помехи». Конфеты полагались только после обеда, да и то — не больше двух штучек сразу…
Наконец, «выжигатель», как про себя называл его Костя, был готов. Осталось найти ненужный кусочек дерева и испробовать аппарат в деле:
— Эй, все сюда! — позвал семью Костя. — Сейчас выжигать будем!
Ваня нехотя оставил конструктор, но поскольку папа не так часто бывал дома, да еще и предлагал чем-то заняться вместе, отправился вслед за мамой в соседнюю комнату.
Костя тем временем нашел небольшой кусочек дерева, оставшийся после ремонта.
— Вот этот аппарат, — Костя указал на выжигатель, — может рисовать по дереву. И рисунок не сотрется. Но только нужно быть очень аккуратным, потому что аппарат горячий. Не зря же он называется выжигатель. Вот здесь брать категорически нельзя. И его обязательно нужно выключать перед тем, как решишь положить на место. Все понятно?
— Понятно, — отозвался Ваня.
— Ну тогда начнем. Что мы хотим нарисовать на этой дощечке?
— Солнышко, — предложила Маша.
— Ну… солнышко это очень просто. Давайте к солнышку еще что-нибудь?
— Оленя с большими рогами! — оживился Ваня.
— Хм… Давай попробуем оленя… — с легким сомнением в голосе отозвался Костя. Давно он ничего не рисовал. — А что за время года будет у нас на рисунке?
— Зима, конечно, — чуть ли не хором ответили Ваня с мамой.
— Хорошо, хорошо, — заулыбался Костя и достал карандаш, чтобы сделать на дощечке небольшой набросок. — А давайте придумаем сказку? Чтобы не просто олень и солнышко, а как-то интересно у нас было?
— А давайте! — Ваня оживился еще больше.
— Жили-были… — начала Маша.
— Ой, только не надо про старика со старухой! — запротестовал Костя. Все дружно рассмеялись. — Пусть это будет настоящая северная сказка… — сказал он и посмотрел на жену.
Маша устроилась поудобнее, закрыла глаза и начала рассказ:
— Это было давным-давно, в суровом северном краю… Олененок Айдар (что означает — сильный, могучий) готовился встречать свою первую зиму. Он знал от родителей, что впереди ждут месяцы холода и испытаний. Но самое страшное, что должно было случиться и никто не мог этому помешать — на тундру спустится долгая-предолгая ночь… Злой охотник Кинтей каждый год выкрадывал солнце и прятал его за горами. И вернуть его на небо должен был самый храбрый олень из стада. Только тогда приходила долгожданная весна.
Айдар надеялся перехитрить Кинтея. Если все время смотреть на солнце и никогда не выпускать его из виду, охотник не сможет подкрасться незаметно. Но день становился все короче, морозы — все злее. И как ни старался Айдар быть начеку, однажды Кинтей все-таки пробрался в долину, спрятал в мешок солнце и унес его далеко-далеко. На тундру опустилась долгая ночь, которую иногда расцвечивали всполохи северного сияния.
Олени в стаде старались держаться ближе друг к другу, беречь тепло… В бесконечной ночи, когда пурга заметала все следы и тропы, все сложнее становилось находить еду… Все ближе подбирались хищники к стаду… Пришло время Большого Совета, на котором олени выбирали смельчака, который должен вернуть солнце. В этом году им стал высокий и мощный Ордук с ветвистыми рогами. Айдар с завистью смотрел вслед уходящему герою. Он тоже хотел бы спасти стадо и вернуть солнце. «Не спеши, придет и твое время», — успокаивала Айдара мама. «Чтобы вернуть солнце, сначала нужно вырастить рога как у Ордука. Иначе солнцу не за что будет зацепиться и оно может потеряться в дороге… А у тебя пока совсем маленькие рожки. Наберись сил за лето, возможно, тогда уже следующей зимой Совет выберет тебя. А пока ложись спать». Айдар послушно вернулся на свое место…
Трудно было Ордуку. Долго искал он Кинтея… Но Ордук знал, что если не справится или замешкается, всему живому в тундре грозит гибель от голода… И вот, наконец, он принес солнце в своих ветвистых рогах! Радовалось стадо, радовалось все живое вокруг! После долгих темных месяцев наступила весна, а затем и короткое северное лето.
Айдар очень старался окрепнуть. Он уже гонялся наперегонки с другими молодыми оленями, соревнуясь в силе и выносливости. А еще часто рассматривал свое отражение в луже — подросли ли рога? Ему казалось, что они по-прежнему недостаточно большие и ветвистые, хотя кое-кому так не казалось… Молодая Кюнней наблюдала за Айдаром, который становился все более заметным в стаде. Айдару тоже нравилась Кюнней, но он и подумать не мог, что на него обратит внимание такая красавица.
Тем временем подходило к концу короткое северное лето. Тундра оделась в золото и багрянец, заалела ягодой… И скрылась под белой шубой свежего снега. Завыли ветра, закружили метели. Все реже появлялось солнце над горизонтом, все ближе подбирался к нему Кинтей.
Айдар уже знал, что в этом году Большой Совет выберет его. Он очень старался весь год, чтобы стать достойным этой важной и очень ответственной задачи. В самый лютый мороз предстояло ему покинуть стало. Олени жались друг к другу, и только мама вышла к нему на прощание. А чуть дальше, в том месте, где начиналась дорога в горы, его провожала Кюнней: «Возвращайся, Айдар. Я буду ждать тебя, чтобы разделить с тобою радость весны».
«Я обязательно вернусь и принесу солнце!» — с нежностью в голосе ответил ей Айдар и умчался прочь…
Недели и месяцы длились поиски. Резвые ноги не раз спасали Айдара от голодных волков и арканов охотников. В самые трудные минуты молодого оленя согревали мысли о прекрасной Кюнней. И вот, наконец, он пришел к жилищу Кинтея — глубокой пещере, затерянной далеко в горах. Каждый шаг здесь грозил гибелью: провалиться с бездонную пропасть или ненароком разбудить спящего охотника… Но Айдар справился. Он сумел пробраться в пещеру незамеченным и найти солнце, которое сверкало и переливалось в недрах ледника. Молодой олень наклонил голову, чтобы зацепить рогами солнечный диск… И в этот самый момент лед под его ногами предательски треснул!
Маленький Ваня, слушавший сказку с открытым ртом, трогательно ахнул и прижал к груди ладошки. Тем временем Маша продолжала:
Солнце, еще не успев как следует зацепиться за рога Айдара, выскользнуло и провалилось в бездонную трещину, которая разверзлась буквально под ногами оленя. Айдар успел отскочить и даже хотел ринуться вниз, но в последний момент остановился. Если он свернет шею, это не спасет ни маму, ни любимую Кюнней, ни стадо… Ему стало так больно… «Простите меня», — произнес молодой олень. И впервые в жизни на его глазах показались слезы. «Простите…», — прошептал он снова и побрел прочь из пещеры…
Никто и никогда не сможет теперь достать солнце. «Но, может быть, есть на земле место, где рождается новое солнце?» — подумал Айдар. Он очень хотел вернуть весну и спасти стадо. Даже ценой своей жизни. Вот только узнать бы, как это сделать… И тогда Айдар отправился к большой реке, на берегу которой по преданию жил Нолан — шаман, который был старше самого времени, старше самого солнца…
Долгий путь проделал Айдар. Он чувствовал, что силы его на исходе. Шаг, еще один… И тут он почувствовал запах дыма… За снежным переметом стоял одинокий чум. Олень подошел к нему и лег у входа, позвать хозяина у него уже не хватило сил. К счастью, Нолан услышал тяжелое дыхание оленя и выглянул в морозную ночь:
— Кто ты и зачем пришел?
— Я Айдар, и я потерял солнце…
— Ты ходил к Кинтею?
— Да.
— И что же произошло?
Айдар честно рассказал, что случилось.
Нолан задумался, обошел вокруг чума… Потом зашел внутрь, сел к огню, достал хомус… Минуты шли за минутами, час, другой… Айдар не выдержал и задремал. Разбудил его скрипучий голос Нолана:
— Солнце вернуть можно, но дело это не простое.
— Придется прыгать за ним в бездну?
— Можно, конечно, и туда… Вот только, боюсь, толку будет мало. Нет, есть другой способ. Об этом мне сегодня поведал дух огня… Он ведь дальний родственник солнцу.
— Расскажи мне, расскажи скорее! — оживился Айдар.
— Не спеши. Ты уже наторопился. Теперь слушай внимательно.
Олень послушно притих.
— В каждом живом существе есть частичка солнца. Маленькая искра, которую мы несем в сердце. Некоторые могут из этой искры раздуть настоящий костер и обогреть тех, кто рядом. Но костром весну не вернешь… Нужно из этой искры вырастить солнце, новое солнце.
— Как же это сделать?
— Хороший вопрос… Не доводилось мне встречать тех, кто способен был на такой подвиг. Сдается мне, ты будешь первым. Ну да ничего… Скажи мне, Айдар, есть ли те, кого ты любишь больше всего на свете?
— Да, меня ждут прекрасная Кюнней и мама.
— Кюнней? — лицо Нолана озарилось улыбкой.
Айдар удивленно посмотрел на шамана и приготовился слушать дальше.
— Тебе предстоит сотворить новое солнце, если хватит силы твоей любви и тепла твоего сердца… Закрой глаза и представь ваше стадо, представь маму, Кюнней. Согрей каждого, кто сейчас встает перед твоими глазами. Согрей каждую травинку, которая таится под снегом, согрей каждого волка, который встретится тебе на пути, каждую мышку и даже Кентея. Ведь он не просто так каждый год воровал солнце, ему тоже хочется тепла… Согрей своим сердцем все живое, что знаешь и видишь…
Олень закрыл глаза и почувствовал, как горячо становится в груди. Сердце прожигало его насквозь. Из глаз катились слезы… Но образ любимой Кюнней помогал ему вытерпеть боль. В какой-то момент стало так горячо, что снег под ногами Айдара стал таять… А в снежинках вокруг заиграли первые искорки рассвета.
Многое повидал Нолан на своем веку, но чтобы родилось новое солнце… Такое и он видел впервые. Все более ослепительный свет вырывался из груди Айдара. Все жарче становилось его дыхание. И вот солнечный диск вырвался на свободу!
Рядом лежал бездыханный олень… Нолан снова достал свой хомус и начал тихонько играть…
Далеко-далеко Кюнней ждала своего Айдара. Зима затягивалась, все слабее становилось стадо, но Кюнней не теряла надежды. Она верила, что Айдар обязательно добудет солнце и вернется. Днем и ночью она думала о своем возлюбленном, пока однажды не услышала какой-то странный звук. Этот звук как будто звал ее… Несмотря на уговоры родителей, Кюнней отправилась за ним… Долгий путь проделала она, пока не пришла к устью большой реки. На берегу она увидела старца и молодое солнце… А еще… еще знакомый рисунок рогов дорогого ее сердцу Айдара!
Кюнней бросилась к нему, но Нолан ее остановил:
— Подожди, Кюнней. Не для печали я позвал тебя сюда. Айдар смог сотворить новое солнце, но теперь и ему самому нужна помощь. Не зря тебе при рождении дали такое имя — солнечная. Айдар отдал все свое тепло вам, чтобы смогло родиться новое солнце. Теперь пришел твой черед обогреть его, тогда к твоему возлюбленному вернутся силы, и вы сможете завершить начатое.
Кюнней легла рядом с Айдаром. Впервые в жизни она готова была отдать все, что у нее есть, без остатка.
— Без остатка не надо, — ответил на ее мысли Нолан, улыбнувшись. — Ты почувствуешь, когда будет достаточно. Вы оба нужны миру живыми. Даже капелька твоего тепла и твоей любви способна творить чудеса.
В подтверждение слов шамана густые ресницы Айдара затрепетали, а из его груди вырвался глубокий вздох.
— Хорошо, — улыбнулся Нолан. — Согревайте друг друга в пути. Теперь у вас есть два солнца. Одно Айдар понесет в своих ветвистых рогах, а второе будет светить в груди Кюнней.
Олени поблагодарили мудрого шамана и отправились домой, к стаду. Они несли с собой весну. И новое знание. Теперь охотник Кинтей им не страшен. Впереди еще будут долгие зимы и темные ночи, но пока есть хоть одно любящее сердце на земле, будет рождаться новое солнце…
— Какая хорошая сказка, — очнувшись сказал Костя и положил свою руку на руку Маши. — Я и не знал, что ты у меня такая сказочница.
Ваня без слов прижался к маме, все еще очарованный ее рассказом. Так они просидели несколько минут. Но потом Ваня заелозил и направился к недавно починенному аппарату:
— Так что же мы будем выжигать?
— Я думаю, это будут два оленя. Один — с солнцем в груди, а второй — с солнцем в рогах. Они идут по заснеженной тундре и несут весну. Идет? — спросил Костя.
— Идет! — обрадовался Ваня. И они вместе принялись за рисунок.
Маша оставила своих мужчин, поглощенных выжиганием, и подошла к окну: «Рождество… Рождение нового солнца… Рождение жизни… И ведь совсем не важно, какую религию ты исповедуешь, если в твоей груди тепло, если ты умеешь дарить любовь и обогреть тех, кто рядом. Солнце светит для всех». Она улыбнулась лучу, скользнувшему по подоконнику, и отправилась готовить праздничный обед.
***
По уже сложившейся традиции я предлагаю тебе выполнить небольшое задание. На этот раз необычное. Мне очень хочется, чтобы ты позволил своему солнцу светить в полную силу. И сегодня, и в каждый день твоей жизни. Возможно, после прочтения этой сказки, тебе захочется нарисовать или сделать из чего-нибудь свое солнышко. Я буду очень рада, если этот символ появится в твоем доме и будет напоминать о том, что внутри нас есть искорка, способная вернуть весну даже в самую холодную зиму…
Пожалуйста, не сдерживай свою фантазию. Создавай свое солнце таким, каким видишь его именно ты!