Мне не пишется. Зато в телефоне копится коллекция фотографий ландышей и сирени… За многие кадры заплачено кровью)). Комары атакуют и норовят откусить какую-нибудь оголенную часть тела. Но сильно оголяться и не приходится, у нас холодный северный ветер, который заставляет кутаться в «летний» пуховичок.
В парке буквально за неделю поднялись травы. Ещё слышно соловьев, но меньше. Вчера очень удивилась, услышав в городском парке кукушку. Хоть мы и на окраине города, но все-таки город. Которому на днях исполнилось 320 лет. Молодой ещё, продуваемый всеми ветрами… Так и не ставший мне родным, но и не отпускающий пока.
Все ближе лето. Пока насыщенное рабочее, если смотреть расписание на июнь. Но это потом, а пока на тропинках парке воздух пахнет ландышами. А я много думаю и разное ощущаю внутри после семинара по сексуальной травме, на котором была вчера у Ирины Мальцевой.
Ключевое, что пока есть внутри. Получив травму в результате сексуализированного (чаще всего физического) насилия, мы не останемся прежними какой бы ни была эффективной психологическая поддержка. Фарш не провернуть назад. Этот опыт остаётся с нами. Но… Хорошая новость в том, что выбраться из травмы можно, и вернуть себе себя тоже можно, и чувство собственного достоинства своё тоже, и многие другие чувства и целые части личности. Этот опыт можно пережить. С ним можно справиться. И в этом много надежды и опоры для меня лично, для наших клиентов.
Тема тяжёлая. Даже для специалистов. Но в неё важно и нужно смотреть. Ирина вчера приводила статистику. Каждая четвёртая женщина пережила сексуализированное физическое насилие, каждая первая — нефизическое или имеет травму свидетеля. Статистика такая, что шевелятся волосы на всем теле.
И при этом у нас хватает сил жить дальше, рожать детей, выходить замуж… Мы сильные и стойкие. Вопрос, какой ценой… И почему этот круговорот насилия не заканчивается… Есть над чем подумать.
А по-человечески очень хочется, чтобы статистика стала меняться. Понимаю, что начинать нужно с себя. И снова и снова отлавливать в общении с близкими те паттерны, где я сама становлюсь актором. Где от меня может исходить обесценивающее или унижающее чужое достоинство слово. Даже, если бессознательно. Очень многие из нас выросли в условиях, где насилие было «нормой». И выбираться из этого не день и не год. Но я верю, что вода камень точит.