История одного кувшина 27.06.2017

IMG_2821-2
Все началось в апреле этого года, когда я вместе с сестрой и друзьями отправилась в путешествие по Италии. Рим, краешком глаза Флоренция, Лука и Пиза, пара дней в Венеции, но основное время мы посвятили Тоскане с ее кипарисовыми аллеями, бархатистыми холмами и цветущими вдоль дорог маками.
Бродя по улочкам маленьких средневековых городов, я обращала внимание на многочисленные сувенирные лавочки. Особенно мы с сестрой отмечали магазины с фарфором.
Небольшое лирическое отступление. Я очень не люблю бесполезные подарки и сувениры, все то, что называется «пылесборниками». Именно поэтому не стала собирать магнитов и прочих безделушек. Мне важно, чтобы вещь, которая будет напоминать о понравившемся месте, можно было использовать. Из Европы я чаще всего везу украшения — бижутерию (как показала Франция, я та еще сорока:) или фарфор, стекло и, конечно, специи и некоторые продукты.
На этот раз из Италии мне очень хотелось привезти бутылочку для оливкового масла. А поскольку сувенирный бюджет был строго ограничен, я тщательно подошла к выбору. Наверное, поэтому, переходя из лавки в лавку я так и не могла ни на чем остановиться. Штампованные на скорую руку, однотипные и достаточно неаккуратно расписанные бутылочки меня не привлекали. И вот уже во второй половине путешествия мы оказались в Монтепульчано (город не произвел большого впечатления, зато выбор сувениров там был лучшим). В одном из проулков мы с сестрой набрели на магазинчик с фарфором, который совершенно не был похож на то, что мы видели раньше. Вазочки, кофейные пары и тарелочки, подсвечники и большие блюда… Все было сделано настолько с душой и со вкусом, что мы влюбились с первого взгляда.
Но магазинчик стоял пустым, а ценников на изделиях не было (вдруг стоят «как крыло от самолета»?) потому что ручная работа, и рядом с кассовым столиком идет творческий процесс — подсыхает большая салатница, на палитре еще видны краски. Звали-звали хозяина, не дозвались. Решили еще погулять по городу и вернуться.
Примерно через час мы снова были на месте и знакомились с Робертой — молодой женщиной, хозяйкой лавочки и художником. Она по-доброму улыбалась нашим мукам выбора, т.к. хотелось купить и то и это:). Цены в магазине оказались чуть выше средних, но не на много. И мы с радостью потратили почти весь наш сувенирный бюджет именно там.
Не знаю почему, но во мне что-то очень отозвалось на такое неспешное творчество, когда магазинчик и мастерская объединены. В ожидании покупателей-туристов художник расписывает посуду, когда кто-то заходит — общается. Красота:).
А поскольку я несколько лет хотела снова начать рисовать, но с бумагой дело почему-то не шло, я решила попробовать с фарфором. Мне оказалась близкой идея делать теплые чуть-чуть волшебные вещи. Вкладывать в них мысль, энергию, чувство. И чтобы другой человек, сидя вечером у окна, мог взять в руки эту чашечку и согреться. Не просто вкусным чаем, а теплом от сердца к сердцу, от человека к человеку. Изделия ручной работы никогда не сравнятся с заводскими. Просто потому, что в них есть душа мастера, есть посыл для того, к кому придет эта вещь. Потому что она не «пластиковая», она живая. А еще это про созидать, делать руками, что-то материальное, осязаемое, несущее радость и красоту. А не только про слова.
В общем, в этих размышлениях я покинула Италию, запаковав в ручную кладь подсвечник и тарелочку с видами Тосканы (вместо бутылки под оливковое масло, ага:). А дальше возвращение в Москву, подготовка к переезду, круговерть. В голове иногда всплывал вопрос, может быть есть какие-то современные краски, которые можно обжигать/закреплять в обычной духовке, например? Я ведь когда училась в художественной школе, немного работала с глиной и керамикой, глазурью. Я знаю, что в этой сфере не все так просто. Нужны высокотемпературные муфельные печи и прочие не самые доступные для меня сейчас приспособления. Но «погуглить» все никак руки не доходили…
И вот я уже в Белоруссии, готовимся к маминому юбилею, разбираем очередной ящик в шкафу, а там откуда ни возьмись (именно так, как в сказке:) краски по керамике и фарфору на водной основе, можно запекать в обычной духовке! Я смеялась в голос этой проделке Мироздания. Ответ пришел и без интернета.
Ну хорошо. Краски есть, кисти я привезла. Осталось найти белый фарфор без рисунка…
Проходит еще несколько дней, и мы едем в Дудудки. Местечко под Минском, где собраны всякие народные промыслы, мастерские и сувенирные лавочки. Плетение из лозы и соломы, валяние шерсти, кузница и, наконец, гончарная мастерская! Зашла туда и растаяла… За гончарным кругом сидит еще достаточно молодой парень, улыбается. Пока посетителей мало, разговорились с ним. Я спросила, вдруг есть «некондиция» за недорого, что-то из кувшинов или кружечку, например, чтобы мне попробовать мои краски в действии. И вот я уже стою с тремя глиняными кувшинами за символические 4 белорусских рубля, улыбаюсь до ушей. В это время гончар создает еще один кувшин — дает мастер-класс небольшой делегации из Южной Америки. Я смотрю за этим волшебством, затаив дыхание. Да и все в мастерской затихли. Вспоминаю Илью Калашникова, героя проекта «Страна Мечты», в чьей мастерской мне посчастливилось побывать в феврале. Все-таки гончары — это особенные люди. Или мне просто близок их созидательный труд?
IMG_2818-1
Так, всего за несколько дней в моем распоряжении оказались и краски и первые формы для росписи. С волнением брала в руки кисть. Первый кувшинчик получился наивным, но милым мне. Краски запеклись, посуду можно мыть и использовать, чему я очень обрадовалась. Сюжет для второго кувшина, который вы видите на фото, я придумала почти сразу. Но боялась, что не хватит мастерства воплотить… Все получилось. Почти:). Так как нет пределов совершенству. Эта роспись была сделана под трансляцию TED’x Sadovoe Ring, где выступали Рубен Варданян, Александр и Николь Гратовски, Михаил Казиник, Слава Полунин.

IMG_2810-1

Что дальше? Докупила несколько красок и контуров в Минске, взяла первые фарфоровые посудки: кружку, тарелочку. Постоянно думаю над сюжетами и чувствую, как много идей бурлит внутри, пока руки не успевают. Отметила, что особенно хорошо рисуется в разгрузочные дни (только на воде). В эти дни я не работаю над кулинарной книгой, гуляю и рисую. Ничего лишнего.
А еще во время рисования я совершенно забываю о времени. Давно я не погружалась так глубоко в состояние потока…
Что дальше? Есть одна идея, которая не оставляет меня… Она как раз для долгих зимних вечеров. Но и летом ей тоже может найтись место. Расписывать кружки или чайные пары в подарок. Причем делать не просто рисунок. Вкладывать в вещь идею, настроение, энергию, чтобы ее хозяину мечталось. Чтобы вещь стала символом и визуализацией его цели. Может быть, к некоторым изделиям я буду писать сказки наподобие тех, что были опубликованы зимой (7 сказок Нового года).
Так что если кто-то хочет себе индивидуальный именной подарок, напишите мне, пожалуйста. Пока есть небольшое «окно», и я готова сделать несколько красивых душевных вещей. Вырученные средства обещаю пустить на покупку новых красок (уже тесновато стало в имеющейся палитре) и изучение английского языка:) для моей новой большой мечты, к которой сейчас готовлюсь.
А вообще, много всего интересного происходит… Но об этом уже в следующий раз.